БухУчет        26.06.2022   

Цитаты про терпение. Почему для успеха важно воспитать в себе терпение? Доктор, это лечится

Ни метель, ни дождливая и знойная погода не опасны закалившим свой дух терпением. – Руми.

Терпением испытываются только достойные, как благородный металл, очищенное семь раз. – Карпов ФИ.

Как зимняя одежда защищает от мороза, так же выдержка поможет от унижения. Складывай спокойствие и терпение духа, и обида, насколько бы сильная она не была, тебя не тронет. – Леонардо да Винчи.

Возможно больше услуживает тот Высокой воле, который стоит и ждет. – Мильтон Джон.

Самообладание – качество, которое сложнее, чем другие воспитать у человека. – Дпрентис.

Осел согласен терпеть тяготы и неприятности, его упертым называют многие, кому не достаточно выдержки и терпения. – Леонардо да Винчи.

Духовную силу и храбрость возможно показать исключительно в терпении – когда настали нелегкие времена. – Мсервантес.

Только приводя в большую степень личное терпение, жить получится так, чтобы унижения и близко не прикасались к тебе. – Леонардо да Винчи.

Только те кто обладает терпение могут сотворить из листьев шелк и мед из лепестков. – Навои А.

Продолжение лучших афоризмов и цитат читайте на страницах:

Чтобы стать терпеливыми, люди должны сначала научиться сомневаться, чтобы уметь уважать мнения противников, они должны сначала признать возможность ошибок в собственных мнениях. – ГБокль

Сдержанность и уместность в разговорах стоят больше красноречия, а уменье применять свои слова к характеру и образу мыслей слушателей - есть талант, которому должно отдать предпочтение изяществом и методичностью речи. – ФБэкон

Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклонятьсяТерпенье и смиренье нужно иметь и для мира, и для войны. – Иоанн Дамаскин

И зноем дня не будет опален Тот, кто в терпенье гордом закален. – ДРуми

Коль порою жало горя поражает в грудь, В эти дни броню терпенья, сын мой, не забудь.

Терпением проверяются избранные, как золото в горниле, очищенное семь раз. – ФКарпов

От всякой боли средство есть - терпение. – Публилий Сир

Терпение - ослабленная форма отчаяния, замаскированная под добродетель. – АБирс

Терпеливость - выносливость в печали во имя прекрасного, выносливость в трудах ради прекрасного. – Неизвестный платоник

Легче переносить физические увечья, чем постоянные оскорбления. – Антисфен

Способный терпеть способен добиваться всего, чего он хочет. – Франклин Б.

Упрямыми ослов называет только тот, кто не может быть сильным, спокойным и терпеливым. Ведь на самом деле осел может преодолеть любые невзгоды и трудности. – Леонардо да Винчи

Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. – Ант.

Любые невзгоды следует превозмогать терпением. – Вергилий

Терпенье той волшебнице подобно, Что воду в жемчуг превратить способна. – АДжами

Самообладание - ключ к обладанию. – Xбенцель-Штернау

Терпение одинаково полезно как во время битв кровавых, так и во время мира шаткого. Одари врагов дарами, когда войны нет. Усмири их, засыпь глаза пылью. – Иоанн Дамаскин

Самый большой банкрот в этом мире - человек, утративший свой жизненный энтузиазм. – МАрнолд

Терпеливость же есть знание того, что нужно терпеть и чего не нужно терпеть, или добродетель, ставящая нас выше того, что кажется трудно выносимым. – Секст Эмпирик

Сдержанность должна быть в искусствах тем же, что стыдливость в любви. – КВатле

Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обидыУмножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется. – Леонардо да Винчи

Терпение поможет победить любые неприятности. – Вергилий

Терпение горько, но его плод сладок. – Руссо ЖЖ

Терпение - прекрасное качество, но со временем оно делает нас равнодушными. – ММартен дю Гар

Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков. – Навои А.

Коль порою жало горя поражает в грудь, В эти дни броню терпенья, сын мой, не забудь. – Низами

Кто способен все претерпеть, тому дано на все дерзнуть. – ЛВовенарг

Терпение - прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть. – Абу-ль-Фарадж

Терпение - это искусство надеяться. – Вовенарг

Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу лиНа кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути. – Сюньцзы

Только терпеливый закончит дело, а торопливый упадет. – Саади

Способный терпеть способен добиваться всего, чего он хочет. – БФранклин

Терпением проверяются избранные, как золото в горниле, очищенное семь раз. – Карпов ФИ.

Сдержанность - искусственное качество, которое развивается у большинства из нас лишь в результате несчетных осечек. – СМоэм

В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям - великодушие. – Екатерина Великая

Терпение - прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть. – Абу-ль-Фарадж

От всякой боли средство есть - терпение. – Публий

Терпимость - очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма… Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы. – ЖЛеметр

Самообладание, сдержанность, терпение - нравственные тормоза, позволяющие избежать аварии на крутых жизненных поворотах. – ВЗубков

Чем человек стремительнее и горячей, тем он должен иметь больший навык к самообладанию. – НШелгунов

И зноем дня не будет опален Тот, кто в терпенье гордом закален. – Руми

Терпение и время дают больше, чем сила или страсть. – Лафонтен

Терпение есть искусство питать надежду. – ЛВовенарг

Быть человеком – значит проявлять великодушие к чужим слабостям, а к своей работе, страданиям, боли – безграничное терпение. – Екатерина Великая

Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени. – Бальзак О.

Кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели. – ЖЛабрюиер

С детства многим из нас старательно внушали, что терпение - благодетель. Терпеливый человек - молодец, умница и все такое прочее. Так ли это? Нужно ли терпеть? Конечно, иногда это просто необходимо, но, как оказывается на деле, порой просто губительно!

Виды терпения.

Существует несколько видов, так называемого «негативного» терпения. О примерах и причинах возникновения каждого из них читайте далее:

Первый вид

Первый и чаще всего встречающийся вид — терпение тесно граничащее с ленью. Болит зуб. Ну и пусть себе. Выпил таблетку обезболивающего и все в порядке. Жизнь, вроде как наладилась. Спустя какое-то время, операция повторяется, потом снова и так много-много раз, пока обезболивающее не перестанет действовать и зуб окончательно не развалится… А ведь всего этого можно было бы избежать, переступи мы через собственную лень и терпение и обратись своевременно к стоматологу. Зуб можно было бы сохранить. Но нам кажется, что потерпеть - проще.

Второй вид

Второй вид «негативного» терпения тоже нередок. Порожден он мифом «терпение-благодетель», вбиваемым в наше подсознание обществом. Мои соседи - молодая семья, есть ребенок. Замечательные люди, но… муж любит в получку выпить, да не просто, а так чтобы загул на неделю. Соответственно, денег нет почти постоянно, ребенок не доедает, жена ходит в обносках. И так уже четыре года. Месяц назад молодая подала на развод и на время, пока не отсудила квартиру переехала к родителям вместе с ребенком. Так весь двор «заклевал» несчастную женщину, что она - плохая жена и не захотел потерпеть. Хотя бы ради ребенка! А вот насколько это педагогично, что ребенок частенько видит пьяного отца и плачущую мать? Насколько это вообще нормально, что у ребенка нет нормальной еды? Общество мало заботится этими вопросами. «Ну, какой-никакой, а отец! — твердят кумушки на скамейке. — Сейчас все пьют». И никто не задаётся вопросом, что оттого, может быть, и пьют, что с детства видят «подвыпивших» родителей, как пример нормальности, которая таковой не является.

Третий вид

Третий вид терпения, как правило, свойственен еще не сформировавшимся и неуверенным в себе личностям. Эта ловушка подстерегает нас на границе терпения и страха быть изгоем, быть не таким как все. С первобытных времен, человеческий мозг усвоил, что быть одному - опасно, даже нет - смертельно опасно! Одному труднее добыть себе пищу, защититься от саблезубого тигра, поддержать огонь… И инстинкт самосохранения прописал в наши молекулы ДНК страх одиночества, страх быть изгнанным из общины, племени, социума. Сегодня, в эпоху толерантности и информационной свободы остаться одному практически невозможно, а уж умереть от этого вообще затруднительно. Но страх жив, как и десятки поколений назад. Каким же образом все вышесказанное соотносится с терпением? Самым прямым. Моя подруга ненавидит корпоративы. Она - убежденная трезвенница, не пьющая даже 50 грамм шампанского в честь нового года! Но каждый раз убежденно оправдывается, что надо просто потерпеть. Почему? Потому что все же идут, а то как-то неприлично. Ее никто не обязывает идти вместе со всеми и натянуто улыбаться, никто не заставляет терпеть. Никто, кроме собственного страха быть не такой как все.

И первый, и второй, и третий случай - примеры того, как НЕ надо делать. Не потому что это плохо (хотя, да, плохо), а потому что это резко снижает качество Вашей собственной жизни, приводит к стрессам и негативно влияет на Ваше психоэмоциональное (а порой и физиологическое) состояние.

Доктор, это лечится?

Совет большинства психологов на все «беды» терпения один — не стремитесь быть мазохистами в угоду обществу или собственной лени, страху или чего-то еще. Прежде, чем принять решение «потерпеть» задайтесь вопросом - а так ли это нужно лично Вам? Вероятно, что поход к стоматологу не отнимет много времени, но зато позволит Вам сохранить здоровую улыбку на долгие годы, а развод с мужем-тираном сбережет Ваши нервы и нервы Вашего ребенка, позволит ему вырасти действительно нормальным членом общества и в будущем стать прекрасным отцом или мамой. А, может быть, и самого нерадивого отца заставит задуматься о причинах Вашего ухода и завязать с пагубной привычкой. Борьба с собственными страхами и неуверенностью - важный этап взросления, который нелегко, но вполне реально преодолеть, если иметь желание и самодисциплину.

Старайтесь не впадать в крайности и становиться вспыльчивой и сумасбродной особой, но и не позволяйте себе быть покорной «овечкой», о самооценку которой каждый и любой может «вытереть ноги». Учитесь говорить «нет» в тех ситуациях когда это необходимо. Цените и уважайте себя как личность, как специалиста. Если не уверены в собственных данных, повышайте квалификацию, записывайтесь на курсы, ищите единомышленников.

Не позволяйте другим думать и решать за Вас, задавайте вопросы и самостоятельно ищите на них ответы и не стесняйтесь в случае необходимости обращаться за советом к по-настоящему близким людям или психологу.

Лично я имею двоякое отношение к этому чувству. С одной стороны, терпение - это благодетель, которое помогает получать все, что тебе необходимо в нужное время не торопя события. С другой стороны, когда терпения очень много, окружающие люди могут «залезть тебе на голову» и свесить оттуда ноги.

Отсутствие терпения стимулирует действия для получения немедленного результата. Чешется, значит нужно почесать. С другой стороны, потерпи немного и чесотка пройдет сама собой. Где та грань, при которой терпение из блага переходит во вред? Предлагаю прямо сейчас, разобраться в этом вопросе.

Мы демонстрируем умение терпеть всякий раз, когда:

  • Сохраняем спокойствие во время кризиса;
  • Спокойно ждем, пока появится подходящая возможность для действий;
  • Спокойно относимся к ожиданию, которая требует текущая ситуация;
  • Не выбираем менее выгодный, чем нам нужен вариант, только чтобы дальше не терпеть;
  • Доверяем обстоятельствам, отношениям и делам развиваться своим естественным путем;
  • Принимаем, что другие могут развиваться и делать действия согласно своим планам и целям.

Очевидно, что терпение - это ресурс, который позволяет нам сохранять самообладание в тяжелые минуты и не совершать поспешных поступков.

Природа терпения

«Терпение» в переводе с латинского означает «страдание». И это не обязательно физическая боль. Часто это моральное страдание, которое мы испытываем, когда вынуждены ждать что-то очень важное для нас.

Вол, убежав ото льва, спрятался в пещере. Но там находились дикие козы, и они стали колоть его своими рогами.
- Что ж, придётся потерпеть, - сказал вол. - Ведь мне страшны не козьи рога, а львиные клыки.
Ассирийская притча

Доводы в пользу терпения:

  • Довод №1. В жизни очень много непредвиденных обстоятельств. Возникающие препятствия на нашем пути не зависят от нашей воли и желания. Терпение необходимо, чтобы не терять лишние силы в преодолении этих препятствий, быть гибким в своих решениях и планах.
  • Довод №2. Нетерпение – это порождение нашего эгоизма. Все должно быть только так, как мы хотим и в то время, когда мы этого хотим. За всеми этими желаниями прячется раздутое эгоизмом собственное «Я».
  • Довод №3. Даже животные имеют терпение. Вспомните, сколько времени в засаде может сидеть хищник, подстерегая свою добычу.
  • Довод №4. Терпение - это форма настойчивости. Бросать начатое дело на полпути, это также проявление нетерпеливости. Человек внутренне ускоряет события, чтобы получить желаемый результат. И когда результат не наступает в ожидаемое время, опускает руки и теряет всякий интерес и энтузиазм.
  • Довод №5. Способность терпеть - это навык. Его можно развивать. Можно придать дополнительные смыслы своему терпению и тогда оно перестанет быть таким мучительным. Необходимо научится трансформировать ожидание в такое состояние сознания, которое лишено тревоги, тоски и ощущения бесполезного потери времени.
  • Довод №6. Народная мудрость гласит: « Нетерпеливые люди часто платят за то, что терпеливым достается бесплатно». И действительно, те кто умеют терпеть, многого достигают. Все совершается в свое время. И если то, чего вы хотите - у вас нет, значит, для этого еще не пришло время.
У Бога есть три ответа на наши просьбы: "Да и сейчас!"; "Да, но позже!"; "У Меня есть для тебя что то лучше!».

Пока только наброски, чтобы позже сжать, сократить и очистить от шелухи. Как говорится, лиха беда начала...

Семь смертных грехов:


  • Гордость (Я сам себе и небо и луна…)
  • Сребролюбие (дайте мне таблеток от жадности, и побольше, побольше..)
  • Блуд (я их вместе соберу…)
  • Зависть (ну соседи…в однокомнатной двухкомнатную прячут…)
  • Чревоугодие (люблю я макароны… торты, салаты, шпроты…)
  • Гнев (вах, нах, зах… , дело было прошлым летом…)
  • Уныние (всё будет хорошо…хуже уже не будет…)
Семь добродетелей:

  • Любовь (…любая фраза с фантика Love)
  • Нестяжание (нет, Бобику…)
  • Целомудрие (скромность не порок…это добродетель)
  • Смирение (ударили по одной, подставь другую)
  • Воздержание (хочу, могу, но брать не буду…)
  • Кротость (минуточку, минуточку, я записываю…)
  • Трезвение (следи за собой, будь осторожен…)
Одновременно читала статью о грехах, добродетелях и в формулировки вносила коррективы, так чтобы более менее сократить, а точнее убрать религиозность, но смысл не потерять тоже.
http://blogs.privet.ru/user/midda/85753834

Смертных грехов, которые совсем нежелательно совершать:


  • Гордыня (Высокомерие)
  • Зависть
  • Чревоугодие (Обжорство)
  • Блуд (Похоть)
  • Гнев (Злоба)
  • Алчность (Жадность)
  • Уныние (Праздность)
Чтобы их не совершать, надо их чем-то заменить, так как просто отказаться от них, значит мучить себя, так как в душе будет зиять огромная дыра. Что надо сделать, чтобы заменить 7 смертных грехов?

Итак 7 добродетелей в противовес 7 смертным грехам:


  • Смирение (Стыд)
  • Сорадование (Доброжелательность)
  • Аскетизм в еде
  • Целомудрие
  • Доброта (Кротость)
  • Бескорыстие (Щедрость)
  • Жизнелюбие (Трудолюбие)
http://omsk777.ru/filosof.tema.81.html

Богословская трактовка от святителя Игнатия (Брянчанинова)
http://voliaboga.narod.ru/stati/08_03_04_poiasnenie_dobrodet.htm

В Книге Притчей (965 - 717 г.г. до н. э.) говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:


  • Гордый взгляд
  • Лживый язык
  • Руки, проливающие невинную кровь
  • Сердце, кующее злые замыслы
  • Ноги, быстро бегущие к злодейству
  • Лжесвидетель, наговаривающий ложь
  • Сеющий раздор между братьями
Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского (Евагрий развивал некоторые неортодоксальные идеи Оригена, за что на Пятом Вселенском Соборе (553 г.) был осуждён как еретик):

  • Γαστριμαργία
  • Πορνεία
  • Φιλαργυρία
  • Ἀκηδία
  • Κενοδοξία
  • Ὑπερηφανία
Они были переведены в католических молитвах следующим образом:

  • Fornicatio
  • Avaritia
  • Tristitia
  • Vanagloria
  • Superbia
В 590 году папа Римский Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:

  • luxuria (похоть)
  • gula (обжорство)
  • avaritia (алчность)
  • acedia (уныние)
  • ira (гнев)
  • invidia (зависть)
  • superbia (гордыня)
Они же используются и католической церковью

Однако в православии существует концепция 8 греховных страстей:


  • Чревоугодие,
  • Блуд,
  • Сребролюбие,
  • Гнев,
  • Печаль,
  • Уныние,
  • Тщеславие,
  • Гордыня.
Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. По сути, греховная страсть - это пользование благом (даром) от Бога вне Бога. В человеческой природе есть потребность к пище и питью, стремление к любви и единению с женой, а также к продолжению рода. Гнев может быть праведным (например, к врагам веры и Отечества), а может привести к убийству. Бережливость может переродиться в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордости. Подробное рассмотрение данных страстей сделано святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями».

Условно, можно попытаться представить концепцию об искажении естественных человеческих свойств и страстей, следующим образом:

Естественное благо от Бога - Греховная страсть:


  • Удовольствие от умеренного приема пищи - искажение Богом данной способности, становится страстью чревоугодия
  • Удовольствие в честном браке от физического единения плоти с женой - искажение Богом данной способности, становится страстью блуда
  • Обладание материальным миром во славу Бога как умножение любви - искажение Богом данной способности, становится страстью сребролюбия
  • Праведный гнев на зло и неправду, защита ближнего от зла – искажение Богом данной способности, становится страстью гнева (неправедный) на неудовлетворение потребности
  • Удовольствие от умеренного отдыха после труда – искажение Богом данной способности, становится страстью печали (скука, лень)
  • Радость в душе вне зависимости от внешних обстоятельств - искажение Богом данной способности, становится страстью уныния (отчаяние, мысли о самоубийстве)
  • Радость от созданного творения (реализованной мысли, слова, действия), имеющее в основе
  • Благое начало - искажение Богом данной способности, становится страстью тщеславия
  • Любовь к Богу и ближнему, смирение - искажение Богом данной способности, становится страстью гордости
Опасность греховных страстей состоит в том, что они порабощают душу и отдаляют от нее Бога. Где присутствует страсть, там из сердца человека уходит любовь. Сначала страсти служат удовлетворению извращенных, богопротивных, греховных потребностей людей, а потом люди сами начинают служить им: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34).
Type Characteristic role Ego fixation Holy idea Basic fear Basic desire Temptation Vice/Passion Virtue Stress Security
1 Reformer Resentment Perfection Corruptness, evil Goodness, integrity, balance hypocrisy , hypercriticism Anger Serenity 4 7
2 Helper Flattery Freedom Unworthiness of love Unconditional Love Manipulativeness Pride Humility 8 4
3 Achiever Vanity Hope Worthlessness Value to others Pleasing everybody Deceit Truthfulness 9 6
4 Individualist Melancholy Origin Commonness Uniqueness, authenticity Self-castigation, withdrawal Envy Equanimity 2 1
5 Investigator Stinginess Omniscience Uselessness, helplessness Competency Overthinking Avarice Non-Attachment 7 8
6 Loyalist Cowardice Faith Isolation and vulnerability Safety Suspiciousness Fear Courage 3 9
7 Enthusiast Planning Work Boredom Experience of life Moving too fast Gluttony Sobriety 1 5
8 Challenger Vengeance Truth Loss of control Self-protection, autonomy Self-sufficiency Lust Innocence 5 2
9 Peacemaker Indolence, self-forgetting Love Loss, annihilation Stability, peace of mind Giving in Sloth Action 6 3

http://en.wikipedia.org/wiki/Enneagram_of_Personality

Богословские добродетели


  • Надежда
  • Любовь
Моральные, кардинальные добродетели

  • Мудрость
  • Справедливость
  • Мужество
  • Умеренность
Главные грехи и противоположные им добродетели

  • Гордыня -- Смирение
  • Скупость -- Щедрость
  • Нечистота -- Целомудрие
  • Зависть -- Благожелательность
  • Неумеренность -- Умеренность
  • Гнев -- Кротость
  • Лень -- Старательность
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=78207

Теологи́ческие доброде́тели (англ. Theological virtues, фр. Vertus théologales, исп. Virtudes teologales) - категории, постулирующие идеальные качества человека.
Состав трёх христианских добродетелей - вера, надежда, любовь - сформулирован в Первом послании к Коринфянам (~50 г.г. н.э.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Теологические_добродетели

Кардинальные добродетели (от лат. cardo «стержень») - группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии, основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах. Классическая формула включает в себя благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кардинальные_добродетели

In the Catholic catechism, the seven catholic virtues refer to the combination of two lists of virtues, the 4 cardinal virtues of prudence, justice, restraint or temperance, and courage or fortitude, (from ancient greek philosophy) and the 3 theological virtues of faith, hope, and love or charity (from the letters of Paul of Tarsus); these were adopted by the Church Fathers as the seven virtues.
The seven heavenly virtues were derived from the Psychomachia ("Contest of the Soul"), an epic poem written by Aurelius Clemens Prudentius (c. AD 410) entailing the battle of good virtues and evil vices. The intense popularity of this work in the Middle Ages helped to spread the concept of holy virtue throughout Europe. Practicing these virtues is considered to protect one against temptation from the seven deadly sins, with each one having its counterpart. Due to this they are sometimes referred to as the contrary virtues. Each of the seven heavenly virtues matches a corresponding deadly sin
Там еще хорошая табличка, но чтобы выкусить ее надо много возиться
http://en.wikipedia.org/wiki/Seven_virtues

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.


  • Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих
  • Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
В иудаизме

Пергамент с текстом Декалога из сефардской синагоги Эснога. Амстердам. 1768 г. (612x502 мм)

Сопоставление текстов Исх.20:1-17 и Втор.5:4-21 (по ссылкам) на языке оригинала, с приближенным по смыслу переводом на английский язык (KJV), позволяет точнее уяснить содержание заповедей.


  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» - то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. В оригинале это означает «не носи (евр. תשא, tisa) имя Господне лживо (впустую, тщеславно, противозаконно)». Исходный глагол נשא nasa" означает «поднимать, нести, брать, возносить». Ещё раз подобным образом выражение «носить имя» используется только в Исх.28:9-30, где, в отражение заповеди, Бог наказывает первосвященнику Аарону вносить на своих плечах в святилище имена колен сынов израилевых, вырезанные на двух камнях оникса. Таким образом тот, кто исповедует веру в Бога Израилева, согласно заповеди, становится носителем Его имени, неся ответственность за то, как представляет Бога окружающим. Тексты Ветхого Завета описывают случаи, когда имя Бога оскверняется лицемерием людей и ложным представлением Бога или Его характера. Джозеф Телушкин, современный ортодоксальный раввин, также пишет, что эта заповедь означает намного больше чем запрещение случайного упоминания имени Бога. Он указывает, что более буквальный перевод «lo tissa» будет «Вы не должны нести», а не «Вы не должны брать», и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как «Не убивай» и «Не прелюбодействуй».
  • Не убей. В оригинале: «לֹא תִרְצָח». Использованный глагол «רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)
  • Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обычно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство.
  • Не кради. Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19:11. Устная традиция толкует содержание заповеди «Не укради» в Десяти заповедях как запрет на похищение человека с целью порабощения. Поскольку предшествующие заповеди «не убивай» и «не прелюбодействуй» говорят о грехах, наказываемых смертной казнью, то один из принципов толкования Торы предписывает понимать и продолжение как сурово наказуемое преступление.
  • «Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции, хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Десять_заповедей

Свои списки главных добродетелей имела и восточная философия.
В конфуцианстве в качестве таковых выделялись


  • жэнь (человеколюбие),
  • и (справедливость, чувство долга),
  • ли (благопристойность),
  • чжи (знание, разумность)
  • и синь (правдивость).
Мэн-цзы выдвигал сходную концепцию «пяти связей»:

  • господина и слуги,
  • родителей и детей,
  • мужа и жены,
  • старшего и младшего,
  • между друзьями.
В индийской философии существовало понятие пяти принципов ямы и пяти принципов ниямы.

Яма (санскр. यम) - (в йоге) это этические ограничения или универсальные моральные заповеди. Яма - первая ступень аштанга-йоги (восьмиступенчатой йоги), описанной в Йога-сутре Патанджали.

«Яма» включает пять основных принципов (по Йога-сутре Патанджали):


  • ахимса - ненасилие;
  • сатья - правдивость;
  • астея - неприсвоение чужого (неворовство);
  • брахмачарья - воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак; внутренняя собранность, нераспущенность;
  • апариграха - нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Яма_(йога)

Нияма (санскр. नियम) - духовные принципы в дхармических религиях; «принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы». Вторая ступень аштанга-йоги.

Ступень «Нияма» составляют пять основных принципов:


  • Шауча - чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума).
  • Сантоша - скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.
  • Тапас - самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
  • Свадхьяя - познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.
  • Ишвара-пранидхана - принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.

7 (семь) смертных грехов и противоположные им 7 (семь) добродетелей .

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души.

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.

2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд. (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.
Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём” (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, “ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит”.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился “на вся дни светло” (Лк. 16, 19).
Пьянство, употребление наркотиков.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.
Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.
Грехи вопиющие к небу:
Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их. Грехи хулы на Духа Святаго:
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

О семи добродетелях, противоположных главным греховным страстям 1. Любовь. Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей.
Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения…

2. Нестяжание. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца.

3. Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Отказ от помышлений и мечтаний блудных. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

4. Смирение. Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие.
Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.

5. Воздержание. Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.

6. Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

7. Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе.
Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.