Юриспруденция        25.05.2022   

Деспотическая форма. Что такое Деспотизм? Значение и толкование слова despotizm, определение термина

одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства (деспота, вождя, царя и т. п.) и приближенной к нему элиты, отсутствием разделения властей, подавлением инакомыслия любыми, включая насильственные, средствами, использованием армии для подкрепления действий государственного аппарата в целях осуществления монополии на власть. При деспотизме какие-либо юридические ограничения политической власти отсутствуют, что делает невозможным смещение деспота, опираясь на закон. Несуществующие гражданские свободы заменены строгим выполнением норм принудительного труда. Принятие решений носит непредсказуемый, импульсивный характер, объясняемый обычно желанием трансформировать или дисциплинировать общество. Деспотические методы контроля над обществом преследуют одну главную цель-укрепление единоличной власти. Исторически эта форма правления сложилась в восточных деспотиях-древнейших государствах Азии (Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.). Для управления обширным хозяйством создавалась широкая бюрократическая сеть (см. Бюрократия), которая организовывала и планировала принудительный труд земледельцев, распределение воды и т. д. На этой основе возникал деспотизм абсолютистских бюрократических государств. Главные экономические, административные и политические функции находились в руках правящего класса, состоящего из землевладельцев и управляющих землей, офицеров армии, влиятельного духовенства. Личность верховного правителя наделялась высоким светским и отчасти духовным авторитетом. Для обеспечения внутреннего порядка привлекалась армия. Правитель требовал полного подчинения и покорности от своих подданных, подавляя социальные конфликты обычными способами террора.

Отдельные черты деспотического правления характерны для современных диктаторских режимов.

ДЕСПОТИЯ (от греч. despotia - неограниченная власть) - англ. despotism; нем. Despotie. Форма самодержавной, неограниченной законом власти. Д. характеризуется произволом власти и бесправием членов общества. см. АВТОКРАТИЯ, ДИКТАТУРА, ТИРАНИЯ, ТОТАЛИТАРИЗМ. Социологический словарь

  • деспотия - Деспотия, деспотии, деспотии, деспотий, деспотии, деспотиям, деспотию, деспотии, деспотией, деспотиею, деспотиями, деспотии, деспотиях Грамматический словарь Зализняка
  • деспотия - [< гр. неограниченная власть] – 1) форма самодержавной власти, особенно характерная для рабовладельческих монархий; отличается полным произволом власти, бесправием подданных; 2) страна, в которой установлена такая власть Большой словарь иностранных слов
  • ДЕСПОТИЯ - ДЕСПОТИЯ (греч. despoteia - неограниченная власть) - форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия - государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Большой энциклопедический словарь
  • деспотия - Деспот/и́/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  • деспотия - ДЕСПОТИЯ и. ж. despotie f., нем. Despotie <�гр. despoteia. 1. Форма неограниченной самодержавной власти. БАС-2. Неограниченная власть деспота оправдывается и обосновывается религией. В. Авдиев Ист. др. Востока. Словарь галлицизмов русского языка
  • Деспотия - (от греч. despotéia - неограниченная власть) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина. Классическими... Большая советская энциклопедия
  • Деспотия - Наименование это придают той из установленных Аристотелем форм государственного устройства, которую сам Аристотель называет тиранией. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • деспотия - (гр. despoteia - неограниченная власть) - форма самодержавной неограниченной власти. классическая д. - государства древнего востока (ассирия, вавилон и др.). Большой юридический словарь
  • деспотия - сущ., кол-во синонимов: 4 деспотизм 11 монархия 5 самовластие 24 тирания 10 Словарь синонимов русского языка
  • деспотия - орф. деспотия, -и Орфографический словарь Лопатина
  • деспотия - деспотия I ж. Форма неограниченной самодержавной власти в государстве, которым руководит деспот I II ж. Поведение деспота деспот II; жестокое подавление всех прав и свобод личности; произвол, самовластие, деспотизм II Толковый словарь Ефремовой
  • деспотия - ДЕСПОТ’ИЯ, деспотии, ·жен. (·книж. полит.). Государство, управляемое неограниченной властью деспота. Восточная деспотия. Толковый словарь Ушакова
  • деспотия - ДЕСПОТИЯ, и, ж. Государство, управляемое деспотом (в 1 знач.). | прил. деспотический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • деспотия - -и, ж. Форма неограниченной самодержавной власти, берущая начало в рабовладельческих монархиях древнего Востока; государство, управляемое деспотом (в 1 знач.). [греч. δεσποτεία] Малый академический словарь
  • деспотия - ДЕСПОТИЯ -и; ж. [греч. despoteia] Форма неограниченной самодержавной власти (берущая начало в рабовладельческих монархиях Древнего Востока); государство, управляемое деспотом (1 зн.). ◁ Деспотический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  • Д еспотия в переводе с греческого означает неограниченную власть . Сегодня под деспотией мы понимаем определенную форму государства, при которой вся власть сосредоточена в руках одного правилетя-властителя, как правило, наследственного монарха, который правит государством по средствам военно-бюрократического аппарата.

    Такая форма управления как деспотия была характерна для Древнего Востока, например, для , Ирана, Индии, Китая.

    Кстати, отсюда и понятие – восточная деспотия.

    Характерные черты деспотической формы власти

    • полный произвол власти;
    • абсолютное бесправие народа.

    Основные положения деспотического государства

    • Воля тирана – закон;
    • Личность тирана божественна;
    • Монарх – верховный собственник земли;
    • Власть деспота неограниченна.

    Причины появления деспотов


    Историки отмечают, что основная причина появления безграничной деспотии заключается в длительном сохранении общинного уклада . Напомним, что при общинном строе все члены сообщества обрабатывают землю сообща или передают наделы во временное пользование семьям. При таком укладе еще нет частной собственности, поэтому государственная власть обычно предстает в такой форме как деспотия.

    Деспотию также нередко называют тиранией, монархией.

    Представьте себе небольшую группу людей (общину), где все вместе обрабатывают землю для дальнейшего сбора урожая, чтобы самим же и прокормиться. У власти стоит племенной вождь, который и управляет всей этой общиной, принимает важные решения, раздает приказы, кому чем заниматься. Постепенно община разрастается, превращается в поселение, город, государство, а власть так и осталась в руках одного племенного вождя с кучкой ближайших родственников, которые могут давать советы. Но при этом номинально вся власть все равно сосредоточена в руках одного человека – так начинается деспотия.

    Именно этот поздний первобытнообщинный строй с длительным сохранением общих правил для всех и с одним главарем порождает форму власти, известную как деспотия. А учитывая абсолютную власть монарха и его обожествление, мало кто сопротивлялся тому, что во главе будут наследники тирана.

    Классический пример тирании – Древний Египет. У власти , сын Ра (бог Солнца). В его руках сосредотачивалась законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Народ был полностью зависим от своего монарха.

    Деспотия прослеживалась в Вавилонии, Ассирии, в Персидской державе, Древней Индии, Китае, Иране и во многих других. В каждом отдельном государстве были свои особенности, например, иногда деспот не обожествлялся.

    Тирания в действии

    Верховный правитель через посредников:

    • Организовывал общественные работы;
    • Взимал налоги;
    • Строил ирригационные сооружения – дополнительный полив земель (необходимо для эффективного земледелия);
    • Обеспечивал защиту от внешних врагов;
    • Захватывал земли внешних врагов.

    Все это требовало формирования ведомств: ведомство военных дел, внутренних дел и публичных работ и за их счет деспотия могла функционировать.

    Законов как таковых не было, верховный правитель применял политику запугивания. А эффективным орудием в этом был божественный культ. Жрецы стали настолько могущественными, что даже вершили правосудие, но все равно деспотия не давала им слишком много власти.

    Права человека при тирании

    1. Сохранение общинного строя

    Первобытно общинный строй не сдавал своих позиций, а это значит, что о частной собственности еще даже речи быть не могло, все члены семьи были коллективно ответственны и преступления одного ложились на плечи всех членов общины.

    2. Закрепление социального неравенства

    Приближенные по роду к монарху еще имели преимущества, что же касается рабов, вольноотпущенников и других категорий свободных людей, их права ущемлялись.

    3. Религиозные основы

    Право было тесно связано с моральной ответственностью и религиозными канонами. Например, в честь празднований определенного бога запрещалось чинить беспорядки на улицах. Любое правонарушение одновременно являлось и нарушением канонов религии.


    4. Устные нормы морали

    Даже, когда государство использовало письменные источники, право все равно оставалось устным и передавалось как обычаи из поколения в поколение.

    5. Закрепление распространенных случаев

    В юридической практике деспотом прописывались конкретные случаи, а уже от них отталкивались для трактовки правосудия в других случаях.

    6. Формализм права

    Правовые нормы очень долго оставались в зачаточном состоянии.

    Развитие Восточных стран с деспотической формой правления было замедленно за счет:

    • Чрезмерной централизации управления;
    • Архаизма правовых норм;
    • Бесправия народа;
    • Стагнации общественных отношений.

    Нельзя сказать, что деспотическая форма правления была результатом алчности одних и глупости других. Формирование такой формы власти обуславливалось и географическими факторами. В частности, земледелие на Востоке было достаточно сложным занятием, требовалось создание запасов на случай различных стихийных бедствий, неурожая; нужно было жесткое управление для объединения общин.

    Но с другой стороны деспотия так замедлила развитие стран, что на арену внешнего мира вышла западная цивилизация и заменила на этом поприще восточную.

    1) Деспотизм - (от греч. despotes - повелитель, владыка) - форма неограниченной, абсолютной, самодержавной власти, для которой свойственны полный произвол, властное своеволие, самоуправство, самодурство, грубое и жестокое подавление воли подданных и их бесправие. Д. особенно характерен для абсолютных монархий.

    2) Деспотизм - - (от греч. despotes-повелитель) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим. Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными ("отклоняющимися") формами политической организации, выделил седьмую форму- деспотизм, которая внешне напоминает уже известную форму - тиранию. Если тирания является одной из переходных форм политической организации, то деспотизм за пределами цивилизационного сообщества или варварского мира - перманентен (постоянен). Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма - его тотальной неэффективности. Американский политолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля "Восточный деспотизм", а также на работы других авторов, формулирует ряд важнейших теоретических заключений: 1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом управлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством. 2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою. 3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрессом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного процесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики. 4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях экономической и политической неподвижности, деспотизм должен был выработать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: "управляющих" и "управляемых". 5. Экономической неподвижности системы соответствуют неподвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется. 6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и стабильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что можно назвать категорией "политическая смерть". Ошибка равнялась смерти физической. 7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические. 8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы). 9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ограничений ведет к невозможности для деспотических структур сопротивляться подчинению частным целям деспота. 10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политическую цивилизацию. Естественно, многие исследователи отмечали "генетическое" родство социалистического общества с его классической системой централизованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огромным административно - бюрократическим аппаратом и т.д. Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географическом смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую очередь, в искусственной заданности созданного общества. Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим образом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожались, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они существовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как минимум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддерживали жизнь в восточном обществе. Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, насилием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.

    3) Деспотизм - - 1) система государственного устройства, характеризуемая полным произволом власти, бесправием подданных; 2) самовластие, жестокое подавление свободы личности.

    4) Деспотизм - абсолютная и беззаконная власть, произвол, самоуправство. Иногда деспотизм является тираническим проявлением заслуженного авторитета; в этом качестве нередко проявляется у политических деятелей старшего поколения по отношению к начинающим политикам.

    5) Деспотизм - (от греч. despoteia - неограниченная власть) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.

    6) Деспотизм - Самовластие, произвол по отношению к подчиненным. Деспот - неограниченный и жестокий властитель, правящий по произволу, а не на основе законов; жестокий, самовластный человек, тиран.

    Деспотизм

    (от греч. despotes - повелитель, владыка) - форма неограниченной, абсолютной, самодержавной власти, для которой свойственны полный произвол, властное своеволие, самоуправство, самодурство, грубое и жестокое подавление воли подданных и их бесправие. Д. особенно характерен для абсолютных монархий.

    - (от греч. despotes-повелитель) - форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных; самовластие и тирания по отношению к окружающим. Античный политический философ Аристотель, наряду с тремя правильными и тремя неправильными ("отклоняющимися") формами политической организации, выделил седьмую форму- деспотизм, которая внешне напоминает уже известную форму - тиранию. Если тирания является одной из переходных форм политической организации, то деспотизм за пределами цивилизационного сообщества или варварского мира - перманентен (постоянен). Представитель французского Просвещения Монтескье дополнил Аристотеля другим теоретическим выводом о природе деспотизма - его тотальной неэффективности. Американский политолог А.Янов, опираясь на фундаментальную работу К.Виттфогеля "Восточный деспотизм", а также на работы других авторов, формулирует ряд важнейших теоретических заключений: 1. Деспотизм основан на непосредственном бюрократическом управлении хозяйственным процессом или на тотальном распоряжении его результатами государством. 2. Отсутствие экономических ограничений ведет к более или менее перманентному хозяйственному застою. 3. Отсутствие того, что называется экономическим прогрессом, основанным на непрерывной модернизации хозяйственного процесса и на расширенном воспроизводстве, сочетается с отсутствием политической динамики. 4. Для того чтобы существовать тысячелетия в условиях экономической и политической неподвижности, деспотизм должен был выработать и особую социальную структуру, сведенную до двух полярных классов: "управляющих" и "управляемых". 5. Экономической неподвижности системы соответствуют неподвижность (иммобильность) управляемого класса. Равенство их перед лицом деспота постулируется. 6. Оборотной стороной этой абсолютной однородности и стабильности управляемого класса является абсолютная атомизация и нестабильность класса управляющих. Деспотизм не знает того, что можно назвать категорией "политическая смерть". Ошибка равнялась смерти физической. 7. Власть, отрицающая экономические ограничения, не может не отрицать ограничения идеологические. 8. Это объясняет также чудовищную стабильность деспотических систем, ибо исключает возникновение политической оппозиции (или реформистского потенциала системы). 9. Отсутствие социальных, экономических и идеологических ограничений ведет к невозможности для деспотических структур сопротивляться подчинению частным целям деспота. 10. Деспотизм оказывается мертвым политическим телом. Ему неизвестна политическая альтернатива, это закрытая система. Мир, который органически не способен сам из себя произвести политическую цивилизацию. Естественно, многие исследователи отмечали "генетическое" родство социалистического общества с его классической системой централизованного распределения, с сильной, жесткой властью центра, огромным административно - бюрократическим аппаратом и т.д. Нельзя утверждать, что социалистический вариант явился слепком или повторением его восточного (не в географическом смысле слова) предшественника, но принципиальная однотипность данных структур, подтверждается. Отличия есть и, в первую очередь, в искусственной заданности созданного общества. Деспотии на Востоке сложились естественноисторическим образом, при этом частная собственность и рынок никогда не уничтожались, пусть в урезанном и подконтрольном властям виде, они существовали. Частная собственность и рынок обеспечивали как минимум простое воспроизводство и подобно кровеносной системе поддерживали жизнь в восточном обществе. Тоталитарно ориентированное общество было лишено подобной кровеносной системы, и ему были навязаны искусственные способы поддержания жизни, связанные со сверхэксплуатацией природы и человека, насилием, страхом, постоянной идеологической обработкой и т.д.

    Что такое деспотичность? Деспотизм (в переводе с греческого «despotes» - «владыка, повелитель») - это форма власти, которой свойственны неограниченное самоуправство, подавление воли и подчинение, произвол, самодурство, тирания, жестокое и грубое отношение.

    Если рассматривать деспотизм как понятие государственного устройства, то данная форма власти выражается в бесправном отношении и силе властителя к подданным , которая направлена на удовлетворение личных его желаний, а никак не на благо общего дела.

    Термин «деспотизм» ввел античный философ Аристотель в своем труде «Политика», где писал, что власть государя в таком случае похожа на власть хозяина над своими рабами. Он называл деспотизм тиранией.

    Тирания (по Аристотелю)– извращенная форма монархии:

    • стремление монарха к удовлетворению личных капризов,
    • нарушение принципа законности.

    Что такое деспотичность?

    Деспотичность – свойство личности, которому характерно жестокое подчинение окружающих , подавление их воли и прав.

    Поведению деспота свойственны:

    • агрессия,
    • месть,
    • навязывание своей воли,
    • унижение,
    • физическое насилие.

    Агрессия деспота связана с фобиями и страхами, постоянной неуверенностью в себе. Ощущая неудовлетворенность, чувство обделенности в чем–либо на подсознательном уровне, тиран мстит окружающим и считает, что таким образом он восстанавливает свои уверенность и самоуважение. Навязывая свою волю окружающим, унижая человека, деспот самоутверждается.

    Причины деспотичности:

    • Деспотичность в детстве.
    • Собственная значимость.

    Деспотами чаще становятся дети, которые были подвержены влиянию властных родителей, что в более взрослом возрасте способствовало копированию их манеры поведения. Затаив детскую обиду, дети, неспособные справиться со своими страхами, в будущем переносили ее на членов своей семьи и окружающих. По мнению психотерапевтов , это главная причина проявления деспотизма в характере человека.

    Постоянное прививание ребенку таких чувств, как неповторимость и уникальность, склоняет его к доказательству своей значимости как перед самим собой, так и перед окружающими, что в дальнейшем становится фундаментом деспотизма и уверенности в себе.

    Мужской деспотизм

    Мужской деспотизм имеет более устрашающие прогнозы, нежели женский. Мужчина-деспот – это неуправляемый снаряд, опасный для своей семьи и окружающих. В то время как женщина задумывается, старается контролировать ситуацию, мужчина нет; он устроен совершенно иначе: чувства и разум у мужчин работают поочередно, и, если проявляются эмоции (в данном случае агрессия), то разум отключается. В таком случае последствия могут быть самыми худшими , о чем и говорит статистика бытовых преступлений.

    В семье для деспота считается нормой применять психическое, физическое насилие и насилие сексуального характера по отношению к женщине. Мужчина навязывает всей семье собственное мнение о правильности отношений, устанавливает правила и требует неукоснительного их соблюдения, а в случае неповиновения или нарушения его правил применяет наказание.

    Иметь свободу мысли или слова, по мнению деспота, не входит в права женщины. В случае проявления грубого отношения к жене на глазах посторонних, окружающие зачастую не понимают причину его поведения.

    Мольба о пощаде не действует на него . Он не слышит ее, ведет себя высокомерно и нагло. Ему нравится унижать свою женщину перед друзьями и знакомыми, он может угрожать ей, оскорблять, рукоприкладствовать (без тяжелых травм), швырять в нее предметы и др.

    Женский деспотизм

    Женщины, используя сильные высказывания, т. к. у них одновременно работают и чувства и разум, могут сокрушить любого мужчину. Имея на вооружении упреки и оскорбления , нападая на половые способности мужчины, задевая его слабые стороны, они способны подавлять человека; часто это происходит из-за ревности.

    В случае сопротивления представительницы прекрасного пола переходят к шантажу и угрозам (подать на развод, забрать детей , покончить жизнь самоубийством и т. п.) Подобное поведение еще называют эмоциональным вампиризмом или эмоциональной наркоманией.

    Иногда женский деспотизм выражается в подлых и низких поступках. Это может быть необоснованное обвинение мужа в педофилии, избиение ребенка и обвинение мужа в этом избиении и т. д.

    Как избавиться от деспотизма?

    Деспотизм – это своего рода диагноз, от которого нужно избавляться.

    Чтобы избавиться от него, необходимо иметь желание это сделать и понимать свою проблему. Осознание бессмысленности тирании и того, что деспотичное отношение никак не влияет на самоутверждение, значимость и уверенность в себе, поможет изменить отношение к самому себе и к окружающим.

    Самым правильным способом будет обращение к психотерапевту.