Личностный рост        25.05.2022   

Дуня в повести станционный смотритель. Дуня в повести «Станционный смотритель

Дуня была единственной дочерью станционного смотрителя Самсона Вырина. Рассказчик описывает, что девушка была очень красивой. Прощаясь с девушкой, он спросил ее позволения поцеловать, она согласилась. Это говорит о том, что данная юная особа очень наивна и не понимает, что вольное обращение с мужчинами может довести ее до беды.

Дуня Вырина – простая наивная девушка, которая в мыслях мечтает, как и все молодые представительницы прекрасного пола, о большой и светлой любви.

Автор отмечает, что Дуня следит за хозяйством, содержит в идеальной чистоте избу. Это характеризует ее как отличную хозяйку. А еще она отличная дочь, ведь Дуня бесстрашно выбегала к самым сердитым проезжим, лишь бы они не обижали ее отца.

На стене рассказчик видит картинки с библейским сюжетом, посвященным злоключениям блудного сына. Могла ли представить себе девушка, что это она, Авдотья Вырина, может в один миг из преданной дочери превратиться в дочь … блудную. А всему виной любовь! Молодой гусар Минский покорился красотой девушки, да и сам он импонировал ей. Дуня сначала, наверное, не догадалась, что молодой человек хочет ее похитить, но все же, вероятно, согласилась.

Она не подумала о чувствах своего бедного отца. По пути в Петербург, однако, она плакала, так рассказал Вырину везший молодую пару ямщик, однако он заметил, что девушка ехала по своей охоте.

Дуня непременно знала, что ее отец броситься ее искать, но думала ли она об этом, находясь в любовной эйфории! Все ее сердце занял молодой гусар, вытеснив воспоминания об отце. С одной стороны, девушку можно понять, так как она по-настоящему влюбилась в этого красивого юношу, да и любовь оказалась взаимной, а с другой – нет, она предала отца.

Возможно, она и не знала, что Минский, пытаясь избавиться от назойливого отца, просто-напросто откупился, дав Вырину деньги. А может, молодой гусар рассказал об этом случае, а девушка и вовсе захотела забыть об этом инциденте.

Однако встреча с Самсоном стала для Дуни потрясением, она даже лишилась чувств, Минский же поспешил выгнать старика из дому, не дав ему поговорить с дочерью.

Блудная дочь опомнилась, когда у нее были уже свои собственные дети, однако она слишком поздно приехала каяться к родителю, того уже не было в живых. Авдотья долго плакала, упав на могилу Самсона, но уже ничего нельзя было изменить.

Авдотья Самсоновна Вырина представляется читателю в виде наивной романтичной особы, для которой семейные ценности ничего не значат по сравнению с любовными чувствами. Она предала отца, пытаясь построить свое личное счастье, за что судьба и покарала девушку: отец мертв, а она так и не смогла попросить у него прощения.

Дуня, дочка станционного смотрителя, всегда была всеобщей любимицей. Она всегда была умницей и красавицей, гордостью и радостью своего отца, Самсона Вырина . По словам отца, она была очень похожа на свою покойную мать, которая умерла уже очень давно. Дуня жила со своим отцом, помогала ему по хозяйству,­ в общем, была обычной девушкой, правда умнее и красивее, чем ее сверстницы. Но, как и все девушки, она мечтала о любви, была очень восприимчива к чувствам, и, согласно возрасту, немного глупа. Она поверила проезжему молодому человеку, который украл ее у отца, хотя она не сильно сопротивлялась.

Характер Дуни не выражен очень ярко, он скорее несколько расплывчат. Можно сказать определенно только то, что Дуня была умна, добра, проворна, сообразительна и всем нравилась. Скорее всего, привыкнув к такому обращению, Дуня в душе была уверена, что достойна лучшей участи, нежели роль жены человека ее круга. Она была мечтательна, и видела, какое впечатление ее появление производит­ на мужчин. Она не могла этого не замечать, и,­ в­ некотором роде, не пользоваться. Но она делала это только, для того, чтобы защитить своего отца от плохого настроения­ путешественников. Но можно также сказать, что Дуня очень любила своего отца, несмотря на то, что сбежала от него и не навещала в течение многих лет. Приехав через несколько лет на его могилу, она горько плакала, это говорит о ее горячем сердце и глубокой привязанности к отцу, которого она бросила из-за любви к мужчине.

План пересказа

1. Рассказчик размышляет о судьбе станционных смотрителей.
2. Первая встреча со смотрителем и его дочерью.
3. Рассказчик спустя годы встречает Самсона Вырина и узнает от него историю Дуни:
а) Дуня обманом уезжает с ротмистром Минским в Петербург;
б) смотритель едет в столицу, чтобы вернуть свою «заблудшую овечку»;
в) Минский выгоняет Самсона Вырина.
4. Рассказчик узнает о смерти смотрителя и раскаянии его дочери.

Пересказ

Много путешествовать по России довелось рассказчику: много видел станций и смотрителей станционных. Но лишь один смотритель запомнился ему навсегда.

Однажды рассказчик попал на одну из станций. Дом отличался чистотой и уютом. Смотритель велел тотчас ставить самовар, а в комнатке появилась девочка (Дуня) лет четырнадцати, необычайно красивая. Она скоро принесла самовар. За столом все втроем беседовали, «как будто век были знакомы». Собираясь уходить, рассказчик попросил разрешения поцеловать девочку, и она согласилась.

Спустя годы обстоятельства жизни вновь привели повествователя на эту станцию. Но его ждало разочарование — в доме было грязно и запущено. Смотрителем служил тот же Самсон Вырин — теперь седой и сердитый. Рассказчик поинтересовался насчет Дуни, ответом была вот какая история.

Как-то зимним вечером в доме появился молодой мужчина. Был он в шинели и в черкесской шапке. Хотел он осерчать, что нет лошадей, но появление Дуни смягчило его намерение. За ужином хозяева разглядели постояльца получше: это был красавец-гусар. Тем временем на станцию вернулись лошади, но гусар не поехал, сославшись на головную боль. Утром другого дня молодому человеку сделалось еще хуже. Послали за лекарем. Дуня сидела у постели больного, который пил кофе чашками, да обед себе заказал приличный. Врач внимательно осмотрел больного, получил за визит деньги, прописал покой, пообещал выздоровление через пару дней и уехал.

Через день офицеру сделалось намного легче. Он веселился и шутил с Дуней, разговаривал со смотрителем. В воскресенье утром гусар стал со всеми прощаться. Дуне было разрешено доехать с ним до ближайшей церкви... Отец ждал возвращения дочери, но так и не дождался. Искал ее везде, расспрашивал дьячка о девушке, была ли она на обедне, но никто ничего не мог о ней сказать. Вечером смотритель узнал от ямщика, что Дуня сбежала с молодым гусаром. Старик-отец с тоски и горечи болел. Размышляя над случившимся, он понял, что никакой болезни у постояльца и не было. Из документов, которые были при «мнимом больном», смотритель узнал, что гусар Минский — ротмистр, держащий путь в Петербург. Старик решил искать свою дочь именно там.

Смотритель действительно нашел Минского и просил его возвратить ему дочь, на что Минский отвечал, что не может без Дуни жить. Гусар просил не беспокоиться за нее. Вырин получил деньги и был выставлен за дверь. Но смотритель не успокоился. Он стал следить за Минским и в итоге узнал, где его дочь. Служанка не хотела пускать смотрителя, но он ворвался в квартиру. Дуня, увидев отца, упала в обморок, а гусар выгнал старика. Смотрителю пришлось вернуться домой ни с чем, с тех пор он стал пить горькую.

Спустя еще какое-то время, проезжая по этой же дороге, рассказчик узнал, что Вырин спился и умер, а станцию разрушили. Теперь в домике смотрителя жила семья пивовара. Мальчик проводил рассказчика до кладбища, до могилы смотрителя. По дороге он рассказал, что сюда приезжала «прекрасная барыня» с детьми. Когда она узнала, что смотритель умер, она пошла на кладбище и горько плакала, лежа на могиле. Затем дала денег попу и уехала.

Вопросы:
1) что характерно из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?
2) как вы думайте, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?
3) в чем художественный смысл картинок на стенах "смиренной, но опрятной обители", изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развернутый ответ на этот вопрос.

смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, - на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило."-это не подходит.Заранее спасибо)

во 2 эпизоде?Как изменилась внешность станционного смотрителя?Что случилось с Самсоном Вырином и его дочерью?Прокоментируйте поведение гусара Минского начиная с 1 минутой его появления?Зачем Самсон Вырин отправился в Санкт-Петербург?Почему он не смог вернуть свою дочь?Как мы узнаем о дальнейшей судьбе смотрителя и его дочерьи?Можно ли финал повести назвать счастливым?Притча о блудном сыне. Были ли в притчи о блудном сыне какие нибудь картины природы?

1. Тема произведения:
а) трагедия "маленького человека"
б) любовь истинная и ложная
в) отношения между родителями и детьми
2. Рассказываю о станционных смотрителях, Пушкин:
а) осуждает их
б) сочуствует им
в) презирает их
3. Картинки, украшавшие обитель смотрителя, являются:
а) свидетельством религиозности и набожности хозяев
б) скромным украшением небогатого жилища
в) предзнаменование будущих трагических обстоятельств
4. Минский прогнал Самсона Вырина, потому что:
а) сказал Дуне, будто её отец умер
б) считал, что дал смотрителю достаточно денег за Дуню
в) был грубым и невоспитанным человеком
5. Судьба Дуни сложилась:
а) счастливо
б) трагично
в) удачно
6. Проезжему чиновнику не было жаль денег, истраченных в поездке, потому что:
а) он узнал о судьбе Дуни и её раскаянии
б) он был богат, но знал деньгами счёт
в) не в деньгах счастье
7. Фраза "Серенькие тучки покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев" - представляет собой:
а) рассуждение
б) описание
в) повествование

В этой связи я хочу напомнить мудрые, но до сих пор не оцененные слова сатирика Щедрина о коренном свойстве человеческой натуры и высоком долге искусства. «Это свойство расцветать и ободряться под лучами солнца, как бы ни были они слабы, доказывает, что для всех вообще людей свет представляет нечто желанное. Надо поддерживать в них эту инстинктивную жажду света, надо напоминать, что жизнь есть радование, а не бессрочное страдание, от которого может спасти лишь смерть. Не смерть должна разрешить узы, а восстановленный человеческий образ, просветленный и очищенный от тех посрамлений, которые наслоили на нем века подъяремной неволи. Истина эта так естественно вытекает из всех определений человеческого существа, что нельзя допускать даже минутного сомнения относительно ее грядущего торжества»

«В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресла, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» - спросила она, не подымая головы. Он все молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову и с криком упала на ковер».

Психологизм Пушкина аскетичен. Писатель не раскрывает психологических переживаний, не показывает изнутри борения страстей и мыслей своих героев. Пушкин всегда знакомит нас с результатами душевной бури, которая выплескивается наружу и застывает в жесте, мимике, движении. Счастливая Дуня, увидев отца, падает без сознания - такова сила испытанного ею пронзительного чувства своей вины перед отцом.

Страдания Дуни были проявлением ее глубокой человечности, прошедшей через горькие испытания. Вина Дуни - невольная, она ей навязана новыми условиями ее существования. И все же ее судьба свидетельствовала, что человек может и в угнетающих его обстоятельствах, хотя и с поражениями - горькими и тяжелыми,- сражаться за свое счастье. Мятежность Дуни и явилась залогом сохранения ее личности, ее человечности, ее счастья любви и материнства.