Здоровье        25.05.2022   

Какое оружие у афины. Самые интересные факты об афине


Афина (др.-греч. - Афинайя; микен. atanapotinija - "Атана-владычица"), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны, военной мудрости и стратегии, знаний, искусств и ремёсел. Афина - дева-воительница, покровительница городов, наук, мастерства, ума, сноровки и изобретательности. Входит в число 12 великих олимпийских богов.

Семья и окружение

Мифы

В источниках встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом . Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста и Бог-Кузнец попросил в жены Афину. Царь Богов не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию, дочь Зевса пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Бог-Кузнец погнался за ней и настиг, но защищаясь с оружием в руках и Паллада ранила своего преследователя копьём. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю, после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Геи , так сыном и Афины, а имя истолковывали от "эрион" - шерсть (либо "эрис" - раздор) и "хтон" - земля.

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать его бессмертным, она отдала его в ларце на сохранение дочерям Кекропа Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями, которых Воительница приставила к младенцу как охрану. Они были либо убиты змеями, либо Паллада ввергла их в безумие и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестёр Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан (статуя или идол из дерева) Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребён на священном участке храма Афины Полиады.

Так же по одной из версий вместе с Гефестом создала по воле Зевса первую женщину - Пандору, открывшую злополучный сосуд, называемый "ящик Пандоры".

Мощная, страшная, совоокая богиня архаики, обладательница эгиды, в период героической мифологии она направляет свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Её участие в гигантомахии - популярный сюжет. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой . Вместе с Гераклом Афина убивает одного из гигантов, на гиганта Энкелада она гнала колесницу с парой коней, а когда тот бросился в бегство обрушила на него остров Сицилию. С Палланта сдирает кожу и покрывает ею своё тело во время сражения.

Богиня войны требует к себе священной почтительности. Известен миф о том, как она лишила зрения юного Тиресия (сына своей любимицы нимфы Харикло). Однажды Афина и Харикло решили искупаться в источнике на Геликоне, Тиресий увидел богиню и она ослепила его (по другой версии он ослеп от вида Афины). Лишив юношу зрения, она вместе с тем наделила его пророческим даром и дала ему способность понимать язык птиц, а также способность сохранять разум в Аиде . Овидий в VI книге "Метаморфоз" изложил миф о том, как Афина строго наказала ткачиху Арахну, когда та поставила под сомнение благочестие богов, выткав на покрывале любовные сцены с участием богов.

Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она прокровительствует героям, защищает общественный порядок и т.п. В мифах древней Греции распространёны сюжеты о помощи Афины героям. Она помогает Персею, направляя его руку, обезглавившую Медузу. Один из эпитетов Афины - "горгоноубийца". Персей принёс богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, которую та поместила на свой щит. Позднее Афина поместила среди созвездий Персея, Андромеду, Кассиопею и Кефея. Она вдохновила и дала сил Кадму, а также дала ему камень для битвы с фиванским драконом. По совету мудрой Богини Кадм посеял зубы дракона и бросил в них глыбу, что вызвало схватку между ними. Афина посадила Кадма на царствование в Фивах, а на свадьбу с Гармонией подарила ему ожерелье, пеплос и флейты.

Считается, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой он воскрешал мёртвых. По Еврипиду, она дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в золотом кольце дал Эрехтею, а последний - Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая). Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи работы скульптора Пирра.

Пиндар упоминает, что Беллерофонт увидел во сне Афину, когда спал на её жертвеннике, и воздвиг алтарь Афине-Всаднице, когда та передала ему Пегаса. Она также помогает Нестору против Эревфалиона и в бою с элейцами. Менелая богиня защищает от стрелы Пандара (по Плутарху).

Неоднократно мудрая Богиня помогала Гераклу по просьбе Зевса . Афина бросила камень в безумного героя, чем спасла Амфитриона, этот камень называется Софронистер, то есть "приводящий в разум". Подарила ему плащ (по другой версии доспехи) перед войной с Орхоменом. Есть версия о том, что именно Афина подсказывала герою как убить Лернейскую Гидру и дала ему погремушки, сделанные Гефестом , чтобы спугнуть Стимфалийских птиц. С помощью Паллады Геракл вывел пса Кербера из Аида , позже она забрала у него яблоки Гесперид и вернула их на место. Афина дала герою локоть Горгоны, который герой передал Стеропе, дочери Кефея, для защиты. Умирающий Геракл взывает к Афине с просьбами о лёгкой смерти (по Сенеке) и та ведёт его на небо.

Когда фиванцы устроили засаду Тидею, Афина предостерегает его от возвращения в Фивы. Во время похода Семерых против Фив Богиня-воительница присутствует рядом с Тидеем в бою и отражает от него часть стрел, прикрывает щитом. Когда же Тидей был смертельно ранен, она выпросила у своего отца зелье бессмертия для раненного, но увидев, что Тидей пожирает мозг своего врага, возненавидела его и не дала ему лекарство.

Помощь Афины сыну Тидея Диомеду подробно описывается в Илиаде Гомера. Богиня даёт ему силу, вдохновляет на бой, в том числе против Афродиты , направляет копьё Диомеда против Пандара, вдохновляет Диомеда на бой с Аресом , отводит пику Ареса от героя и направляет копьё Диомеда в живот Ареса , хранит Диомеда во время шторма. Гораций рассказывает, что Диомед был вознесён Афиной до богов.

В той же Илиаде упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс, она же укрощает гнев Ахилла по просьбе Геры , зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев. Когда Ахилл скорбит о Патрокле, отказываясь от пищи, она передаёт ему нектар и амброзию по просьбе Зевса . Во время схватки с Гектором, оберегает Ахилла, отводя от него копьё Гектора. Именно она в образе Деифоба посоветовала Гектору встретить Ахилла, перед этим явилась Ахиллу и пообещала помочь ему в этой схватке. Ахилл говорит Гектору: "под моим копьём Тритогена (т.е. Афина) скоро тебя укротит". После гибели Ахилла Богиня скорбит и приходит оплакать его и натереть амброзией его тело.

В поэмах Гомера (особенно "Одиссее") ни одно мало-мальски важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она постоянная советчица Одиссея, помогает ему успокоить народ, защищает героя от пики троянца Сока, помогает ему в состязаниях в беге, поддержала его в ночь взятия Трои. Однако Афина ни разу не помогла Одиссею во время его скитаний (в песнях "Одиссеи", посвященных этому периоду, она не упоминается ни разу), помощь возобновляется после крушения плота Одиссея. Она успокаивает ветры, помогает ему выбраться на берег, а затем насылает сон. Афина часто принимает облик смертных, чтобы посоветовать или помочь Одиссею и в то же время преображает Одиссея: она возвышает его станом, даёт ему силу в состязании, при необходимости обращает Одиссея в нищего старика, а затем вновь возвращает ему красоту, на острове Феаков скрывает героя облаком, на Итаке скрывает его и спутников мглой и помогает покинуть город.

Она - главная защитница греков-ахейцев и постоянный враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина - защитница греческих городов (Афин, Аргоса, Мегары, Спарты и др.), носящая имя "градозащитницы".

Богиня-воительница способствует взятию Трои с самого начала Троянской войны. Она участвует в Суде Париса и проигрывает этот спор Афродите . Троянского коня изготовил Эпей по замыслу Афины, она явилась к нему во сне, за три дня конь был завершён и Эпей просит Афину благословить его работу и называет Троянского коня подношением Богине. Жители Метапонта показывали в храме Афины железные инструменты Эпея, которыми он соорудил коня. Она приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее Богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода. Когда же троянцы задумываются о том, чтобы уничтожить коня, Афина подаёт дурные знаки (землетрясение) и троянцы не верят Лаокоону, который настаивал на этом. Она радуется, когда троянцы втаскивают деревянного коня в город и насылает змей на сыновей Лаокоона. Трифиодор описывает, как Елена Спартанская пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, но появилась Богиня войны, видимая только Елене, и заставила её уйти. А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой, когда же началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду, помогала Прометею украсть огонь из кузни Гефеста , своему искусству у нее научился Дедал. Она обучает девушек ремёслам (дочерей Пандарея, Евриному и других). Одного её прикосновения достаточно, чтобы сделать человека прекрасным - так Пенелопа приобрела удивительную красоту встречи с будущим супругом. Она лично отполировала копьё Пелея.

Её собственные изделия - подлинные произведения искусства, как, например, плащ, вытканный для героя Ясона. Она сама изготовила свою одежду и даже одежду Геры . Обучала людей ткацкому искусству. Однако Платон указывает, что наставником Афины в ткацком искусстве был Эрот. Прялка еще один дар Богини людям, ткачих называют - служащими "делу Афины".

Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Аполлона . Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. По другому рассказу, Покровительница искусств сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её. Афина, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво раздуваются её щёки, и бросила флейту в Идейском лесу. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. Позже, Марсий вызвал Аполлона на состязание в игре на флейте, был побеждён и за свою гордыню был жестоко наказан (Аполлон содрал с сатира кожу). Аристотель считает, что Богиня бросила флейту по другой причине: игра на флейте не связана с умственным развитием.

Один из важнейших мифологических сюжетов об Афине - суд за Аттику . За обладание Аттикой Афина спорила с богом морей Посейдоном . На совете богов было решено, что Аттика достанется тому, чей дар на этой земле окажется более ценным. Ударил трезубцем Посейдон , и забил из скалы источник. Но вода в нем оказалась солёной, непригодной для питья. Афина воткнула в землю своё копьё, и выросла из него маслина. Все боги признали, что этот дар ценнее. Посейдон разгневался и хотел затопить землю морем, но Зевс запретил ему. С тех пор маслина считается в Греции священным деревом. Варрон приводит позднейшую версию мифа, где Кекроп поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона , а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имя матери и никто не должен был называть женщин афинянками. Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября) и этот день афиняне изымали из календаря. Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона, а в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своём состязании с Арахной.

Софокл называет Богиню Афиной-девой, госпожой коней, её эпитет "Парфенос". Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И мудрая Богиня выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрихтония. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть. А Пенелопе она помогала оттянуть день новой свадьбы. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, Богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы обнадёжить. Она же внушает Пенелопе мысль устроить женихам состязание.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. По её указаниям зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. На носу Паллада укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль был помещён Афиной на небо. По совету Афины Данай, сын египетского царя Бела и Анхинои, отец 50 дочерей, построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми. По мифу Данай получил предсказание о том, что погибнет от руки зятя, дочери Даная взялись за оружие и в одну ночь перебили своих мужей, спасаясь от мести Данай и построил свой корабль. Персей, которому Паллада также охотно помогала, был потомком Даная. Изображение Богини было на афинских кораблях, по мифам она часто посылает попутный ветер кораблям (Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса).

Имя, эпитеты и характер

Афина. 470-465 гг. до н.э.
Амфора Краснофигурная. Аттика.
С.-Петербург, Государственный Эрмитаж

Этимология имени "Афина" благодаря догреческому происхождению её образа является неясной. В современном русском языке закрепилась форма, близкая к византийскому произношению имени, через "и", однако в классическую эпоху имя богини произносилось примерно как "Атхена". Гомер иногда называет её Афинея, то есть "афинянка".

Афина - богиня мудрости, Демокрит считал её "разумностью". Её мудрость иная, чем мудрость Гефеста и Прометея , для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости, тем самым её качества резко противопоставляются буйству и экстазу Диониса . Как законодательница и покровительница афинской государственности она почиталась как Фратрия ("братская"), Булайя ("советная"), Сотейра ("спасительница"), Пронойя ("провидящая").

Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Она хранит молнии Зевса . Её изображение или фетиш, т.н. палладий, упало с неба (возможно отсюда её эпитет Паллада). Так же возможно, что эпитет Паллада произошёл от греческого "сотрясать (оружием)", то есть означает победоносная воительница, либо имеет значение "дева". Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("полебороздной").

Гомер называет Афину "главкопис" (совоокая), орфический гимн (XXXII 11) - "пестровидной змеёй". В Беотии она - изобретательница флейты - почиталась под именем Бомбилея, то есть "пчелиная", "жужжащая". Эпитет Парфенос - имя Афины-девы, отсюда название храма Парфенон. Афину называют Промахос, то есть "передовой боец", как покровительницу войны и честной битвы.

Главные эпитеты Афины, наделённой гражданскими функциями, - Полиада ("городская", "покровительница городов и государств") и Полиухос ("градодержица"). А эпитет Эргана ("работница") у неё как покровительницы ремесленников.

Культ и символика

На древнее зооморфное прошлое Афины указывают её атрибуты - змея и сова (символы мудрости). Хтоническая мудрость Богини имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода. Предшественницей Афины, согласно теории Мартина Нильссона, была "богиня со щитом", изображённая на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки. Согласно И.М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту . Миф о рождении Афины от Метиды и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии. Как указывает Лосев, она становится как бы непосредственным продолжением Царя Богов, исполнительницей его замыслов и воли. В посвящённом ей храме, по сообщению Геродота, обитала огромная змея - страж акрополя, посвящённая богине. Сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени (возможно прообраз олимпийской Афины).

Паллада - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна своему отцу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.

Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё, её сопровождают священные животные. Среди непременных атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей; шлем с высоким гребнем. Афина появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.

Маслины Афины считались "деревьями судьбы", и она сама мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого. У мегарцев Афина почитается под эпитетом Эфия ("утка-нырок"), согласно Гесихию, так как она превратилась в утку-нырка, спрятала под своими крыльями Кекропа и доставила его в Мегару.

Ей приписывают изобретение колесницы, корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей, а также изобретение войны в принципе. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии и учредила законы.

Хотя её культ был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно почиталась Богиня войны в Аттике - греческой области, где находился город, названный её именем. Огромная статуя Афины Промахос с копьём, сияющим на солнце, украшала акрополь в Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.

Первую жрицу Афины звали Калифиесса, жрицами были также Пандроса, Феано, Феба (одна из дочерей Левкиппа, похищенных Диоскурами), Герса, Аглавра, Иодама, последних трёх настигла незавидная участь. Афине были посвящены рощи и множество храмов в Афинах, Аргосе, Делосе, Родосе и других городах.

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине. Всеобщий характер носил праздник великих Панафиней - государственной мудрости. Основателем Панафиней считался Эрихтоний, преобразователем - Тесей. Ежегодные Панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На Панафинеях приносились жертвы Афине и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. В Афинах Богине посвящалась третья декада каждого месяца. По мифам, когда все боги сбежали в Египет, она осталась на родине.

В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы посвящены два больших отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности она остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Влияние на культуру и искусство

Афине посвящены XI и XXVIII гимны Гомера, V гимн Каллимаха, XXXII орфический гимн, VII гимн Прокла и прозаический "Гимн к Афине" Элия Аристида. Она действующее лицо трагедий Софокла "Эант", Еврипида "Ион", "Умоляющие", "Троянки", "Ифигения в Тарвиде", Псевдо-Еврипида "Рес".

Она действует в прологе трагедии Софокла "Аякс", беседуя с Одиссеем и Аяксом. Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства, учредительницы ареопага, является трагедия Эсхила "Евмениды".

Известно множество статуй Богини войны, из них наиболее известные Фидия "Афина Промахос" 5 в. до н. э., "Афина Парфенос" 438 г. до н.э., "Афина Лемния" около 450 г. до н.э. не сохранились до нашего времени. Наиболее точной копией Афины Парфенос считается статуя Афины Варвакион в Национальном музее в Афинах, а Афины Промахос вероятно Афина Медичи в Лувре. В Ватиканском музее хранится "Афина Джустиниани" (копия с оригинала 4 в. до н.э.)

Живописец Фамуил, расписывавший Золотой дворец Нерона, создал картину, изображенная на которой Богиня смотрела на зрителя с любой точки. Картина Клеанфа "Рождение Афины" находилась в святилище Артемиды Алфионии в Олимпии.

В западноевропейской живописи Богиня мудрости была менее популярна, чем например Афродита (Венера). Часто она изображалась в сюжете "Суд Париса " вместе с Афродитой и Герой . Известна картина Боттичелли "Паллада и Кентавр" 1482 г. Она изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях ("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Победа добродетели над грехом" А. Мантеньи). Её изображали вместе с Аресом (Марсом) ("Минерва и Марс" Тинторетто, Веронезе), редко в скульптуре (Сансовино).

Предположительно, знаменитая загадочная картина Диего Веласкеса "Пряхи" иллюстрирует миф об Афине и Арахне.

В современности

В честь Афины назван астероид - один из трёх астероидов, открытых 22 июля 1917 года немецким астрономом Максимилианом Вольфом в обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль, Германия.

Афиной названа американская ракета-носитель лёгкого класса.

Город Афины - столица государства в Южной Европе Греции.

Богиня Афина , в легендах Греции считается богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Миф о богине Афине повествует, что она являлась дочерью Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его трона, проглотил беременную супругу.

Однажды у Зевса ужасно разболелась голова. Он стал мрачным и грустным. Видя это, боги ушли, чтоб не попасться под горячую руку громовержца. Боль не проходила. Зевс не находил места и едва не кричал от мучений.

Тогда, владыка Олимпа послал Ганимеда за Гефестом. Божественный кузнец прибе-жал в том, в чем был, весь в саже и с молотом в руке.

— Сын мой, — обратился к нему Зевс. — Что-то случилось с моей головой. Ударь меня своим медным молотом по затыл-ку.

Услышав эти слова, Гефест в ужасе отступил назад.

— Но как? — возмутился он. — Не могу...

— Можешь! — сурово приказал Зевс. — Так, как бьешь по наковальне.

И ударил Гефест, как ему было сказано. Череп Зевса рас-кололся, и из него вышла дева в полном вооружении и стала рядом с родителем. От мощного прыжка девушки заколебался Олимп, лежа-щие вокруг земли задрожали, закипело море, выпал снег, покрывший вершины гор. Боги долго не могли прийти в себя. Гефест от ужаса вы-ронил молот.

Зевс был изумлен, но, не желая пока-зать, что он не всеведущ, как ни в чем не бывало обратился к Гефесту:

— Это твоя сестрица Афина. Поскольку выйти на свет ей помог удар твоего молота, она будет, как и ты, владеть мас-терством.

Гефест был недоволен, т. к. привык быть единственным мастеровым на Олимпе.

— Твой молот останется у тебя, — успокоил его Зевс. — Афина получит веретено и будет прясть. Так появилась благоразумная богиня Афина. Она, не жалея сил, проводила время за работой, что-бы одеть и обуть богов Олимпа . Когда же до ее слуха доходил свист стрел или мечей, она бросала веретено, облачалась в доспехи и с мечом в руке бросалась в сечу.

Афина - богиня мудрости

Афина - была мудрее всех дру-гих богов, так как родилась из головы Зевса. Зевс знал об этом, и со-ветовался с ней, прежде чем что-либо предпринять. Люди, желая обустроить свою жизнь, обращались к Афи-не, богине мудрости, за помощью и советом. Это она научила дев из шерсти вытягивать нити, а затем сплетать их в плотную ткань, украшать узо-рами. Юношам она показала, как чистить шкуры, как смягчать кожу в котлах и изготавливать из нее мягкую обувь, другим дала в руки острые топоры, обучив их плотничать, делать мебель, третьим вручила узду для усмирения диких коней, которые стали служить людям. Это богиня Афина помогала художникам, украшать жизнь красками. Все люди, славили богиню-деву, называя ее Работницей и Полиадой (от слова «полис», обозначавшего у греков город-государство), потому что она приучила народ к городской жизни.

Но, как известно род человеческий не благодарен, - все хорошее быстро забывает. Все стали рассказывать о лидийской деве Арахне, которая уверяла, что может выши-вать не хуже, чем Афина. Услышала это богиня-воительница и не-медленно спустилась на землю. Появившись в образе старицы, Афина посоветовала Арахне, мо-лить великую богиню о прощении за дерзкие слова и гордыню. Но Арахна гру-бо оборвала Афину, пытавшуюся ее образу-мить.

— Старость отняла у тебя соображение! — закричала она. — Афина просто боится вступить со мной в честное состязание!

— Я здесь, неразумная! — воскликнула Афина, принимая свой божественный облик. — И готова явить свое мастерство.

Афина изобразила в центре своего полотна двенадцать олимпийских богов во всем их величии, а по углам размести-ла четыре эпизода поражения смертных, бросивших вызов богам. Милостива богиня к признающим свою вину, и еще не поздно было Арахне ос-тановиться. Но самонадеянная лидиянка с презрением взглянула на работу богини и, приступив к своему полотну, выткала на нем сцены с любовными похождениями богов. Фи-гуры богов были совершенно живыми, казалось, что вот-вот заговорят. Афина, охвачен-ная яростью, ударила Арахну челноком. Не стерпела обиды царевна и повесилась. Но Афина не дала ей умереть, а пре-вратила в паука. С тех пор Арахна и ее потомство висят в углах и ткут тонкую серебряную сеть.

Особым покровительством Афины пользовался город Аттики, получивший ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием. Существует предание, говорящее, что культ Афины в ее го-роде укрепил сын Земли Эрехтей. Богиня мудрости Афина воспитала его в своей священной роще, а когда мальчик вырос, наградила его царской властью. Есть интересный факт - сова, птица с выпуклыми разумными глазами была посвящена Афине. Изображение совы чекани-лось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто при-нимал «сову» в обмен на товары, словно отдавал по-чести самой Афине.

Ирида - вестница богов

Царица Савская и Соломон

Торжество Гора

Гибель цивилизации майа. Часть2

Робот-художник

Робот по имени Пол, созданный в рамках проекта Aikon-II, рисует довольно убедительно и естественно. Его алгоритмы плод многолетнего изучения и...

Хроники смутного времени

После того, как прервалась династия Рюриковичей, Россия начала медленное, но верное движение к Смутному времени. На годы царствования нового правителя, ...

Орошение полей в Древнем Египте

Земледелие в Древнем Египте начиналось с того, что в долине Нила кочевники стали оседлыми земледельцами. Они начали разводить злаки, росшие...

Философия Древнего Востока

Особенности направлений древнеиндийской философии: брахманизм; философия эпического периода; неортодоксальные и ортодоксальные школы. Школы и направления древнекитайской философии: конфуцианство; даосизм; ...

Тайна Ноева ковчега

В 1840 году в турецком журнале (Стамбул) появилось сообщение об обнаружении ковчега. В статье детально рассказывалось о том как нашли реликвии. ...

Богиня Афина - одна из самых известных богинь древнегреческого пантеона, с её недюжинными способностями не может соперничать никто, даже Зевс, а её имя носит столица Греции:

Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ или Ἀθηναία - Афинайя) - одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. В ипостаси Афины Паллады (Παλλὰς Ἀθηνᾶ) - богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости. Силой и мудростью она равна Зевсу (Гесиод, "Теогония" 896). Ей воздаются почести вслед за Зевсом (Гораций, "Стихотворения" I 12, 17-20) и место ее - ближайшее к Зевсу.

Для исследования Афины мы пойдём по нестандартному пути и вместо изучения мифологических аспектов попробуем сначала установить генезис её имени, считающийся неизвестным.

Афина в нумизматике

Воспользуемся артефактами с именем Афины, в частности многочисленными древнегреческими монетами, отчеканенными в её честь. На них обычно представлена голова Афины в шлеме, тотем (сова), оливковая ветвь и краткое имя - ΑΘΕ :

Есть варианты с более кратким именем - ΘΕ:

Ниже даны только реверсы монет с надписью ΘΕ:

Удалось также найти монету, на которой имя Афины представлено единственной графемой - Θ :

Один пример не отражает массовую практику хождения таких монет в античную эпоху, тем не менее его можно считать знаковым: для написания имени Афины древние греки могли обходиться двумя и даже одним символом, которым в Древнем Египте обозначалось солнце :

Этот же символ применялся в древнегреческом языке для буквы "тета". Оказывается, между древнеегипетским иероглифом солнца и древнегреческой буквой "тета" есть генетическая связь, благодаря чему с момента своего появления в древнегреческом алфавите она считалась сакральной. Именно благодаря её сакральным качествам в греческом языке было образовано имя Саваоф: ΣΑΒΑ (др.-егип. "звезда") => ΣΑΒΑω (добавлена сакральная ω ) => ΣΑΒΑω Θ (в конце добавлена сакральная Θ).

В древнеегипетском языке бог солнца назывался "Ра", но в эпоху Среднего царства у него появился синоним - Атон (греч. ΑΘΕΝ ; вариант - IΘΕΝ ):

Очевидно, для ряда правителей Древнего Египта имя верховного бога Ра было табуированным - вместо него дозволялось называть бога солнца именем "Атон", которое в переводе означает "Это". Значение имени раскрывалось с помощью детерминатива в виде символа солнца. Но для нас важно отметить, что подобные имена имели краткую форму - по аналогии с Амон=>Мин и Атум=>Тум, т.е. краткая форма имени Атон - это ΘΕΝ (Тен). Производные этого имени хорошо известны по таким именам и теонимам: Теон, Тион, Теона, Фиона и т.д. В конце этой морфологической цепочки (при переходе Θ=>Z) стоит имя "Зевс" - глава древнегреческого пантеона.

Редуцированный вариант имени ΘΕΝ - это просто ΘΕ или в крайнем случае - Θ . Причём имя ΘΕ , когда к нему было добавлено окончание мужского рода [-οσ], стало нарицательным в значении "бог" (ΘΕΟΣ).

Таким образом, имена ΑΘΕ , ΘΕ и Θ , которые встречались нам на монетах - суть производные имени Атон (Итон) в значении "Афина ". При этом, как мы видим, Θ в виде символа солнца оказалась единственной значимой графемой в имени Афины.

У монет с Афиной есть ещё одна особенность: на их подавляющем большинстве изображён полумесяц (см. также илл. 2):

11.
Середина V в. до н.э.

Если есть полумесяц, значит, наиболее вероятно и присутствие на монете солнца. Оно представлено в явном виде посредством буквы Θ , заимствованной из древнеегипетской иероглифики. Композиционное соседство луны и солнца в античную эпоху носило рутинный характер:

12.
Солнце изображено в виде 8-лучевой звезды с полусферической выпуклостью в центре. Примерно 300 г. до н.э.

Такая иконография согласуется также с известным вариантом буквы "тета" в виде диска с лучами:

Но следует отметить, что в иконографии количество лучей солнечного диска не имело большого значения: их могло быть 4 или больше, но традиционно, в соответствии с сакральной буквой "тета", предпочтение отдавалось 4-м. Такой подход нашёл отражение в вотивной атрибутике, где нередко применялись ненадёжные с практической точки зрения колёса с 4-мя спицами:

14.
Источник: Б.А.Рыбаков, "Язычество древних славян".

Вследствие аллюзии на символ солнца колесо со спицами также считалось сакральным:

15. 16.
Илл. 15: Солярный бог ИАО на гемме; отдельно крупным планом показано колесо солнечной квадриги.
Илл. 16: Триптолем на колеснице с крылатыми змеями, рисунок на вазе; колесница представлена одним лишь колесом и подножкой.

Вывод по данному разделу: имя Афины восходит к древнеегипетскому богу солнца Атону. Их сходство обусловлено тремя аспектами:

1) семантический: Афина и Атон относятся к могущественным богам;
2) фонетический: у них едва различающаяся вокализация имён: ΑΤΟΝ => ΑΘΕΝ(Α) ;
3) морфологическое: единственная значимая графема имени "Афина" - это символ солнца, при этом бог Атон был солнцем.

Таинственная фиала Афины

В музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ, Москва) в зале "Греческий дворик" экспонируется статуя Афины Поллады с необычным для непосвящённой публики предметом в правой руке:

В описании статуи он не упоминается, но удалось установить, что он атрибутируется как "фиала с омфалосом", однако, когда именно в научный оборот была введена такая трактовка, на данный момент мы не знаем. Вероятно, в XIX или даже в XVIII веке, когда на многие неясные вопросы следовал простой ответ - "это фаллическая символика". Ошибочность такого подхода видна по многим признакам:

1. Омфалос понимался как "Пуп Земли". Впервые он встречается в древнеегипетской мифологии под названием "Бен-бен", означающим первичный холм. Египтяне оставили после себя множество Бен-бенов в виде массивных пирамидионов, сопоставимых с ростом человека. Со временем, правда, их размеры стали более демократичными, немного поменялся и вид, тем не менее сохранилась их конусная форма:

18.
Пирамидион Хонсу-Хора, Каирский музей.

2. "Фиала с омфалосом" имела строго определённую форму: это диск с небольшим бортиком или неглубокая круглая ёмкость, имеющие в обоих случаях полусферическое возвышение в центре. С другой стороны, Пуп Земли не может иметь границ, т.к., согласно мифологии, он возник посреди бескрайнего моря.

3. В античной иконографии омфалос широко представлен на монетах: на нём обычно восседает Апллон, т.е., как и в случае с древнеегипетским холмом Бен-бен, высота омфалоса сопоставима с ростом человека:

4. Поверхность омфалоса обычно украшена узнаваемым рельефом (см. илл. 19):

Такой рельеф никогда не встречается на "фиалах с омфалосом". Усечённый конус последнего омфалоса означает, что это место предназначалось Аполлону, как на илл. 19.

5. Круглое возвышение в центре диска - это попытка мастера изобразить шарик, но не конус, что хорошо видно на множестве артефактов:

21.
IV-III в. до н.э., Древняя Греция, золото.

22.
Примерно 740 г. до н.э., "Музей анатолийских цивилизаций" , Анкара.

В ряде случаев мастера сознательно золотили шар в центре, чтобы подчеркнуть его эмблематический смысл, который заключается в том, что это символ солнца. Данная коннотация усугубляется формой фиалы или диска: если смотреть на них сверху, то можно увидеть знакомую букву Θ (см. илл. 9). По сути фиала и была задумана в качестве материального воплощения сакрального символа, чтобы использовать её в ритуальных практиках. Поэтому предмет в руке Афины на илл. 17 с полным правом можно назвать "солнечная фиала" (СФ) или даже "Афина", исходя из её имени (см. выше). Причём, как можно видеть, Афина не выказывает желания использовать фиалу в качестве посуды "для возлияний" - она демонстрирует его зрителям в подтверждение того, что это она и есть. Амбивалентный смысл фиалы в том, что она играет роль сакрального символа и одновременно служит инструментом. Его применение можно видеть на следующем изображении, выполненном на древнегреческой вазе :

Очевидно, бывший хозяин этой СФ таким образом экономил и старался обслужить как можно больше страждущих прихожан, используя меньшее количество благовоний, что безусловно способствовало увеличению дохода служителя культа.

Примеры использования СФ в погребальном культе

Изучение применения СФ в погребальном ритуале представляет интерес по нескольким причинам: он позволяет уточнить некоторые аспекты, в том числе проследить эволюцию культа и символики. Для этого рассмотрим несколько типичных примеров.

26.
"Банкет", Этрусский музей Гуарначчи, г.Вольтерра. (См.прил. 1)

На погребальной урне, кроме усопшего, представлена только Медуза горгона, служащая солярным символом, восходящим к образу Хора Бехдетского . В руке усопший держит СФ, которая скорее похожа на диск, нежели на предмет утвари - он им не пользуется, а всего лишь демонстрирует окружающим. "Банкет" - это явно ошибочная интерпретация. На диске может поместиться что-то наподобие блина, но его там нет. Приходится додумывать за авторов атрибуции: блин съел усопший и демонстрирует пустую тарелку, похваляясь хорошим аппетитом, хотя сам он уже мёртвый. На внутренней поверхности СФ изображена лучистая звезда, украшенная точками, с выпуклой сердцевиной.

27.
"Этрусские древности", крышка погребальной урны, II в. до н.э., Лувр. (См. прил. 2)

Усопший демонстрирует пустую фиалу, которая уже глубже предыдущей, при этом на ней сохраняется изображение лучистой звезды с выраженной полусферической сердцевиной. И в этом примере сложно представить, что СФ использовалась в качестве посуды. К чести сотрудников Лувра они ограничились только общепринятой атрибуцией: "фиала с омфалосом".

28.
"Этрусские древности", крышка погребальной урны, III в. до н.э., Лувр. (См. прил. 3)

В следующем примере усопший также демонстрирует пустую фиалу, которая уже лишена украшений (рельефа), кроме того, стала ещё глубже и напоминает обычную тарелку с затерявшимся круглым комочком на дне. Но он не выпадает, давая понять, что это часть "тарелки". Атрибуция - стандартная: "Мужчина держит "фиалу с омфалосом".

В книге "Римский скульптурный портрет" (Н.Н.Бритова, Н.М.Лосева, Н.А.Сидорова) подобная композиция названа более определённо - "Пирующий этруск":

29.
Национальный археологический музей, Кьюзи, Глина, III в. до н. э.

С кем и чем пирует этруск, понять сложно. Авторы интерпретации, видимо, полагали, что этруск съел полную фиалу еды, оставив немного про запас с мыслью "на том свете пригодится". Забегая немного вперёд, надо заметить, что такая точка зрения имеет полное право на существование.

29.
Саркофаг Ларции Сеянти , Национальный археологический музей, Флоренция. Глина, II в. до н.э.

К сожалению, мы не знаем, что держит в левой руке Ларция, поэтому будем ориентироваться на общий вид саркофага. Его передняя стенка украшена 4-я розеттами, две из которых - правая и вторая слева - это "солярные фиалы". Вполне вероятно, что они применены как популярные декоративные элементы и не более.

31.
Саркофаг, III в. до н.э., Лувр.

Как и во многих примерах, усопший демонстрирует зрителям СФ в виде лучистой звезды с полусферической сердцевиной. На передней стенке грифоны (см. прил. 4) с двух сторон держат солнечный диск идентичный СФ. Композиция с грифонами - это каноническая сцена, сохранившаяся в неизменном виде вплоть до Средневековья:

32.
Деталь Скуола Сан-Марко, Венеция, 1260 год.

Случайное совпадение иконографии маловероятно. Таким образом, мы получили явное подтверждение того, что термин "фиала с омфалосом" ошибочный.

В завершение обзора погребальной атрибутики рассмотрим курьёзный пример утраты сакрального символизма фиалы.

33.
Этрусская погребальная урна.

Автор этого творения уже, видимо, не знал о назначении СФ и рассуждал о ней из практических соображений: если брать с собой в иной мир, то полную фиалу каши, чтобы не позориться с непонятным комочком на дне.

Выводы по разделу:

1) практика использования СФ эволюционирует в зависимости от времени и места, его исходная семантика деградирует, а затем и вовсе принимает вульгарные формы, в результате чего сакральный атрибут превращается в предмет бытовой утвари;
2) в научной среде существует неверное представление о семантике СФ, что, видимо, связано с нежеланием пересматривать устоявшиеся догмы либо, что более вероятно, с онтологическими заблуждениями.

Афина в мифах

Мы не будем перечислять все качества и достоинства этой богини - они хорошо известны, - но выделим те, которые обычно находятся в тени и не получили должного объяснения.

1. К ним безусловно относится миф о необычном рождении Афины, которая находилась в голове Зевса (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"): когда у него стала болеть голова, он попросил расколоть её, и оттуда появилась Афина с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении". Данный этиологический миф имеет простое и логичное объяснение, которое кратко звучит так: Афина изначально и была Зевсом . Это обусловлено этимологией имени "Зевс", о которой говорилось в начале:

Если быть более точным, то Афину и Зевса связывает общее происхождение посредством этимологической цепочки, но в какой-то момент имена-синонимы обрели плоть и каждое из них зажило своей жизнью. Этот пример показывает, как именно возник древнегреческий пантеон, и почему в нём так много вариаций этиологических мифов. Древние историки и просто путешественники, утратившие связь с исторической альма-матер, посещая Египет, оставляли после себя граффити наподобие "я тут был, но ничего не понял". Хотя очевидно, что кривотолки и рассказы того времени иногда передавали реальные представления о древнеегипетской мифологии, но это были в основном отрывочные сведения, из которых сложно составить общую картину.

2. По другому мифу отцом Афины был Итон: "Другие говорят, что её отцом был человек по имени Итон, царь города Итон" (ibid.). Кому-то может показаться странным, но миф о рождении Афины от отца Итона мало чем отличается от предыдущего мифа, в котором Афина появилась из головы Зевса. Дело в том, что имя "Итон" - это полный аналог имени "Атон". В египтологии до сих пор нет ясности в этом вопросе - вполне вероятно, что имена "Итон" и "Атон" имели параллельное хождение (общепринятая транслитерация - Jtn). Ну а поскольку имя "Итон" или "Атон" досталось Афине, следовательно её отец и есть упомянутый Атон/Итон, который послужил этимологической калькой для имени Зевс (см. илл. 34).

3. Р.Грейвс замечает, что "название города Итоны употреблялось и в мужском, и в женском роде" (ibid.). Пример с Афиной указывает на справедливость слов Грейвса: ΑΤΟΝ => ΑΘΕΝΑ . Андрогинные метаморфозы встречаются прежде всего в древнеегипетской мифологии, а затем стали частью древнегреческой. Мы видим это по статуе Афины (илл. 17), атлетическое сложение и лицо которой скорее напоминает мужское, и только женский пеплос заставляет предполагать, что Фидий сам был в замешательстве, не зная, кого ему ваять - мужчину или женщину. На мужские качества Афины обратил внимание и Гесиод: "Силой и мудростью она равна Зевсу" (Гесиод, "Теогония" 896). Кроме того, Афина - единственная богиня, использующая мужскую атрибутику, в частности оружие: шлем, копьё и щит.

4. В Древней Греции, оказывается, не было ясности и с началом поклонения Афине: "Миф об Итоне говорит о том, что итоняне, по их утверждениям, начали поклоняться Афине задолго до афинян" (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"). Если иметь в виду, что поклонение Атону/Итону зародилось в Древнем Египте задолго до появления греков, то следует признать правоту итонян. Единственно следует уточнить, что итоняне, согласно мифу, сами путались в названии своего города, называя его "Итон" либо "Итона" (см. выше), и тогда "Итона" автоматически становится Афиной.

5. "Платон отождествлял Афину, покровительницу города Афин, с ливийской богиней Нейт" (ibid.). Близость обусловлена тем, что обе были воительницами и ходили с оружием.

6. Одна из самых популярных эпиклес Афины - "Паллада". По поводу её происхождения идут многовековые споры, но при этом, как правило, не учитывается одно важное обстоятельство: в древнегреческой мифологии было 4 персонажа с такими именами и прозвищами :

Афина Паллада (Ἀθηνᾶ Παλλὰς).
Паллант (титан) - титан, сын Крия, муж Стикс.
Паллант (гигант) - козлоподобный Гигант, убитый Афиной. По одной из легенд, его имя послужило источником эпитета Афины Паллады.
Паллант (сын Пандиона) - сын Пандиона, брат Эгея, убитый Тесеем.

Паллант был настолько популярным, что отметился также в латинской мифологии:

Паллант (латинская мифология) - сын либо внук Евандра, царевич Лация.

Согласно одному из этиологических мифов, "будучи девочкой, Афина нечаянно убила своего товарища по играм Палланта, когда они сошлись в шутливой схватке, вооружённые мечом и щитом. В знак скорби она добавила к своему имени имя Паллада" (Р.Грейвс, "Мифы Древней Греции"). По другому мифу, "Афина, рожденная от Зевса и воспитанная богом реки Тритоном, нечаянно убила свою молочную сестру Палладу, дочь реки Тритон" (ibid.). Третий миф рассказывает, что Афина убила титана Палланта, содрала с него кожу и покрывала ею своё тело во время гигантомахии, из-за чего её стали называть "Паллада" (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 6, 2). Явная надуманность мифов говорит лишь о том, что их авторы не имели понятия о происхождении эпиклесы "Паллада" и занимались фантазированием.

Имя "Παλλασ" - служит диалектным вариантом имени "Πολλοσ" со значением "могущественный", "сильный". Если предположить, что это краткая форма торжественного имени, то полное будет "Απολλοσ" (Аполлон). В свою очередь "Аполлон" восходит к названию величайшего храма древности, посвящённого Хору-Ра (Хору Бехдетскому) - "Pr-Ra" (Пер-Ра). В Древнем Египте множество имён было образовано таким же образом - от названия того или иного храма, аналогичная практика распространялась и по всей Ойкумене. Непререкаемый авторитет бога солнца Аполлона послужил распространению этого имени, в том числе в его краткой форме Απολλοσ <=> Πολλοσ (Поллос). Таким образом, имя "Афина Паллада" имеет перевод - "Атон храм Ра". Но мы знаем, что "Атон" и "Ра" - имена-синонимы, поэтому их связка имела естественное происхождение.

В данном контексте связь Афины с козлоподобным Гигантом Паллантом (см. выше) получает должное объяснение, если под ним иметь в виду Амона-Ра, имеющего характерный образ винторогого козла:

35.

7. Большинство источников настаивают на том, что Афина пользовалась козлиной шкурой в качестве защиты, и Геродот (IV.189) находит этому объяснение: "Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок – кожаная, а подвески на эгиде – не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя. Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной. Из этого-то слова "айгес" эллины и взяли [название] эгиды. Так же и езде на четвёрке коней эллины научились от ливийцев" .

Р.Грейвс не согласен с Геродотом и дал своё объяснение "козлиной" шкуре: "Эгида - магическое щитообразное оружие Зевса, изготовленное Гефестом и украшенное внушающей ужас головой Горгоны Медузы. Впрочем, Зевс в бою ею даже не пользовался. Правой рукой он мечет молнии, а левой - потрясает эгидой и нагоняет грозовые тучи. Зевс часто передает эгиду Аполлону и особенно Афине, которые носят её как символ Зевсовой мощи. Принято считать, что слово «эгида» (греч. αἰγίς) не связано с козой (аіх), а восходит к неясному догреческому корню, входящему во многие мифологические имена. Но поздние греческие мифографы объясняли происхождение названия тем, что эгида изготовлена из шкуры козы Амалфеи" . Однако Алмалфея, согласно мифологии, была обычной козой и не обладала чудодейственной силой.

Представляется, что путаница связана с самим словом αἰγίς , которое обнаруживается и в пелагонизме Αιγαίον πέλαγος ("Эгейское море") с неясной этимологией. Но она сразу же проясняется при условии, что в древности любое море называлось "священным", т.е. по-гречески - Αγιος πέλαγος ("Священное море"). Подтверждением тому служит коптское слово АЄIК - "освящать" (коптский язык наследует древнеегипетский), от древнеегипетского этимона которого, в результате метатезы при переходе из одного языка в другой, было образовано древнегреческое слово ΑΙΓ, а затем - ΑΓΙ(-οσ): АЄIК => ΑΙΓ => ΑΓΙ.

На одной из редких древнегреческих монет с профилем и символикой Афины мы находим слово ΑΙΓ:

36.
Древнегреческая монета, 331-316 г. до н.э.

Полагаю, последний пример доказывает абсурдность слов Геродота, увязывавшего святую богиню с козой.

Щит Афины тоже служил ей эгидой, следовательно он был священным (ἅγιος), чему способствовала голова Медузы горгоны на ней:

37.
Щит Афины (Щит Странгфорда), 200-300 г.н.э.

С Медузой горгоной связано множество заблуждений в основном баснословного характера. В действительности это - полиморфный персонаж, восходящий к богу Бесу и Хору Бехдетскому . Таким образом, Медуза горгона персонифицирует в данном случае всю мощь бога солнца. Этот пример в очередной раз демонстрирует специфику мифотворчества древних авторов, безудержно фантазировавших, основываясь лишь на отрывочных знаниях либо вовсе без оных.

Цивилизационные аспекты, связанные с Афиной

1. Образ Афины, ставший частью общемировой культуры, продолжает таить в себе загадки, часть из которых были рассмотрены выше. Но далеко не все. В частности привлекает внимание крупный гребень шлема Афины:

38.
Статуя Афины Промахос, Фидий.

С точки зрения защитных качеств он видится совершенно бесполезным, более того, обычно он изготавливался из конского волоса (плюмаж), поэтому ныне его воспринимают как украшение, чем и занимаются в настоящее время историки, считающие подобные атрибуты декоративными элементами амуниции. Но ряд обстоятельств ставят под сомнение расхожую точку зрения, поскольку, прежде всего, необходимо отличать современный эмансипированный социум от Древности, пропитанной религиозной онтологией, символикой и суевериями. Одно из свидетельств тому - рассмотренный выше священный щит Афины с разновидностью солярного божества, Басилевса (см. далее).

Шлемы с гребнями применялись также в армии Древнего Рима:

39.
Древнеримский шлем, реконструкция.

Гребень может быть как продольным, так и поперечным, кроме того, отметим на шлеме полукруглый плюмаж красного цвета. Однако в Древней Греции подобные шлемы появились ещё раньше:

40.
Аттический шлем.

Аттика - это историческая область Греции. Само название "аттический шлем", подсказывает, что такие шлемы появились прежде всего в Афинах, сердце Аттики. Снова мы видим полукруглый гребень, но всегда ли он был таким, и что послужило его прообразом?

41. 42. 43.
Илл. 41: Бронзовая статуэтка Афины Промахос, 600-575 г. до н.э., Археологический музей Гимеры, Сицилия.
Илл. 42:
Илл. 43: Бронзовый шлем, 8 в. до н.э., Археологический музей Аргоса.

44.
Бог солнца Ра, Древний Египет.

Следовательно Афина с архаичных времён, по образу и подобию, носила на голове диск, но так и должно быть, так как её прообраз - это бог солнца Атон. Можно задаться вопросом о самостоятельном зарождении практики ношения диска, но подтверждения её мы не находим. С другой стороны, древним грекам не надо было ничего выдумывать, поскольку этих богов с диском на голове они созерцали собственными глазами, будучи в Египте.

Таким образом, диск на голове Афины, а впоследствии гребень, изначально были вотивными атрибутами. С этой точки зрения "гребень" Аполлона имеет ту же природу, что и оный Афины:

45.
Бог Аполлон на солнечной квадриге.

Примечательно, что Гомер называл аттические шлемы с гребнем κόρυς (корус), т.е. практически "Хорус" - именем древнеегипетского небесно-солярного бога, носившем на голове диск солнца (см. илл. 44).

2. Парфенон считается величайшим памятником древнегреческой культуры, но почему-то его называют "Девичьи покои" (Παρθενών - партенон, Парфенон), что является показательным примером уровня академической науки. Разумеется, над обоснованием абсурдной эпиклесы сотни лет трудились и продолжают трудиться лучшие умы человечества, ибо на карту поставлена, ни много ни мало, а целая "колыбель европейской цивилизации", но воз и ныне там. Представляется, что причиной заблуждения кроется в парадигмальных шорах, не позволяющих взглянуть на слово "Парфенон" беспристрастным взглядом. Отринув их, можно сразу же обнаружить знакомое словосочетание (см. выше), применявшееся к названиям храмов - ΠΡ-ΑΘΕΝ (греч.), что в переводе с древнеегипетского означает "Храм Атона" или Афины, кому как больше нравится (см. выше). Причём ни для кого не секрет, что Парфенон посвящён именно богине Афине, но её успешно не замечают в храме, носящим её имя.

Тем не менее интересно оценить, насколько "величайший" храм был таковым, сравнив его с другими древними храмами, ведь после эпохи "Великих пирамид" показателем могущества царств служили именно культовые сооружения:

46.
Размеры древних храмов и комплексов.

Здесь не приведён храмовый комплекс в Карнаке, который своими размерами затмевает все храмы вместе взятые. Как видим, Парфенон находится в "цивилизационном хвосте", что указывает на реальное место Древней Греции на шкале цивилизационных достижений. Но так и должно быть, учитывая "ущербное" происхождение бога Атона, к которому восходит Афина. В целом же "Великая греческая цивилизация" - это результат заблуждений мыслителей прошлого, а в настоящее время - туристической рекламы.

3. Рассмотрим ещё одну СФ непревзойдённого качества и сложности исполнения:

47.
Боспорское царство, курган Куль-Оба. Середина IV в. до н.э.

СФ выполнена в виде лучистой звезды, в которой 12 больших лучей и 12 меньшего размера, что намекает на знание автором СФ суточного деления времени на 24 часа. Каждый луч и соответственно "час" несёт изображение горгонейона с гривой. Ранее мы отмечали , что горгонейоны часто имеют бороды и усы, а на этой СФ - только гривы, над которыми извиваются змеи:

Совокупность данных показывает, что общепринятая интерпретация, основывающаяся на древнегреческой мифологии, ошибочна. Точнее говоря, Медуза горгона - это частный случай другого персонажа, который, вообще говоря, далеко не всегда имеет женский облик. Мы знаем, что изначально он имел львиную шкуру и гриву, был карликом-трикстером и дразнился высунутым языком. Это - архетипичный образ бога Беса. Объединив его имя со львом, имя которого также заимствовано в древнеегипетском языке (rw/lw), получим Бес +лев - Басилевс . Причём Бес изначально обладал атрибутами льва и добавление имени последнего, очевидно, связано с желанием усилить коннотацию с царственным статусом. Удивительно, но этимология имени "Басилевс" также не известна в научном сообществе. И вновь причина тому - пристрастность и зашоренность.

4. Эту работу мы начали с рассмотрения монет, ими же и закончим наше исследование.

49.
Селевк III Сотер (Керавн), 226-222 гг. до н.э.

Если просто рассматривать монету, то можно прочитать ΣΕΛΕΥΚΟΥ, окончание имени которого -ΕΥΚΟΥ, в качестве корня остаётся диалектный вариант имени ΣΟΛ (бог солнца) - ΣΕΛ. На омфалосе сидит бог солнца Аполлон, а общую картину довершает имя народного бога солнца - ΒΑΣΙΛΕΟΣ. Невольно задаёшься вопросом: есть ли здесь реальный исторический персонаж?..

Традиционно считается, что в Древнем Египте не было чеканки монет привычной для греко-римской эпохи, но тогда не совсем понятно, откуда появились монеты с древнеегипетской символикой:

50.
Серебряная дидрахма, Тир, Финикия, 360-332 г. до н.э.
Легенда: на аверсе - Мелькарт едет верхом на морском коньке, ниже - волны и дельфин, плывущий вправо;
на реверсе - сова под левым крылом несёт крюк и цеп, правее - финикийские буквы.

Пилообразный символ на аверсе - это древнеегипетский иероглиф, означающий воду. На реверсе стоит филин, тело которого заимствовано у египетского бога Хора (сокола), под крылом он держит инсигнии - Нехех (крюк) и Хека, символы власти древнеегипетского фараона. Но самое любопытное - в двух неприметных символах, названных "финикийскими буквами":
Финикийских букв в надписи нет - это древнеегипетские иероглифы, которые читаются, как ЯХУ , т.е. Яхве. Оказывается, Яхве персонифицирует собой лунно-солнечный дуализм и не более того. Причём ранее мы сталкивались с другим персонажем с идентичной семантикой - с Соломоном .

Кто же мог в античную эпоху чеканить монеты с древнеегипетской символикой и иероглифами? В какой-то мере ответом служат приведённые ниже артефакты:

51.
Бронзовый верхний штемпель афинской тетрадрахмы, найденный в Египте, и реверс серебряной афинской монеты 4 в. до н.э.

Обнаружение в Древнем Египте древнегреческих монет можно было бы объяснить проникновением из соседней Греции, но здесь мы имеем полный комплект инструментов для производства "сов" (монет с совами). При этом важно подчеркнуть, что на сегодняшний день он единственный.

Приложения

1. Этрусская погребальная урна. Археологический музей Фьезоле под Флоренцией.

2. Крышка женской гробницы из Тосканы, терракота со следами полихромного оформления, Археологический музей Флоренции, III в. до н.э.

3. Этрусская погребальная урна, Кьюси, Тоскана.

4. Слово "грифон" (греч. γρύφων) имеет неясное происхождение. Представляется приемлемым вариант этимологии от словосочетания Хор+Атон. Оно объясняет его солярную семантику и в то же время хтоническую: голова заимствована у небесно-солярного бога Хора, а львиное тело символизирует власть над всем живым на земле. Аполлон на грифоне, 380 г. до н.э.:

Знал, что у богини разума, Метис (Метиды), будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Богини судьбы Мойры сообщили Зевсу, что этот сын отнимет у него власть над миром. Чтобы избежать этого, Зевс усыпил Метиду ласковыми речами и проглотил ее до рождения детей. Вскоре Зевс почувствовал страшную боль в голове. Чтобы избавиться от неё, он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову. Ударом топора Гефест расколол череп Зевса, и оттуда к изумлению других олимпийских богов вышла в полном вооружении могучая и прекрасная воительница, богиня Афина Паллада. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.

Афина – богиня войны

Афина – «голубоглазая девственница», богиня ясного неба, сверкающим копьем своим разгоняющая тучи, прикрепившая к своему щиту, Эгиде, змееволосую голову страшной Медузы Горгоны , черной дочери ночи, с тем вместе богиня победоносной энергии во всякой борьбе: она вооружена щитом, мечом и копьем. Богиня Афина Паллада считалась у греков изобретательницей военного искусства. Ее всегда сопровождает крылатая богиня победы (Ника). Афина – охранительница городов, богиня акрополей; в честь её, богини афинского Акрополя, совершали афиняне большой и малый Панафинейские праздники. Будучи богиней войны, Афина, тем не менее, не испытывала радости в битвах, как боги Арес и Эрида, а предпочитала решать распри миром. В мирные дни она не носила оружия, а во время войн получала его у Зевса. Однако, вступив в бой, Паллада никогда его не проигрывала – даже самому богу войны Аресу .

Мифы Древней Греции: Афина. Мудрая воительница

Афина – богиня мудрости

Афина Паллада ведет порядок в переменах погоды, чтобы после грозы, давшей дождь, снова прояснялось небо: но она и богиня плодородия нив и садов; под её покровительством росло в Аттике масличное дерево, имевшее такую важность для этой земли; она дает благоденствие дому и семейству. Под покровительством Афины Паллады находится гражданское устройство, племенные учреждения, государственная жизнь; богиня всепроницающего и ясного эфира, богиня Афина стала в мифах о богах Древней Греции богиней проницательности ума, осмотрительности, богиней всех изобретений искусства, богиней художественной деятельности, умственных занятий, богиней мудрости. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции чтили Афину Палладу как учительницу домашних рукоделий – кулинарного искусства, ткачества и прядения. Никто не может превзойти богиню Афину в искусстве ткать. Древнегреческий миф рассказывал, что состязаться с ней в этом очень опасно – Арахна , дочь Идмона, хотевшая превзойти Афину в этом искусстве, жестоко поплатилась за своё высокомерие.

Древние греки считали, что богиня мудрости Афина Паллада сделала великое множество полезных изобретений: она создала флейту, трубу, керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов, уздечки для лошадей, колесницу, корабль, искусство счета. Поэтому древнегреческие полководцы всегда старались получить у Афины полезные советы. Афина Паллада славилась своей добротой, и поэтому когда на процессах в афинском Ареопаге судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос за оправдание обвинённого.

Богиня Афина наполняет чашу Геракла вином. Древнегреческий сосуд ок. 480-470 до Р. Х.

Мало-помалу Афина Паллада сделалась богиней всего того, чем гордились афиняне: ясное небо Аттики, её оливковые рощи, государственные учреждения афинян, их осмотрительность на войне, их мужество, их наука, поэзия, искусство – все вошло в их представление о покровительнице их, богине «Деве афинской». Вся жизнь афинян находилась в тесной связи с их служениём богине Афине Палладе, и прежде, чем поставили её статую в храме Парфеноне, они уж много столетий чтили ее в мифическом символе её, оливковом дереве.

Девственность Афины Паллады

Девственность была самой характерной и неотъемлемой частью культа богини Афины. Согласно греческим мифам, многие боги, титаны и гиганты желали вступить с Палладой в супружеские отношения, но она отвергала все ухаживания. Однажды, во время Троянской войны, не желая просить оружия у Зевса, который не поддерживал ни эллинов, ни троянцев, Афина попросила Гефеста сделать ей собственные доспехи. Гефест согласился, но сказал, что выполнит работу не за денежную плату, а за любовь. Не поняв смысла сказанного, Афина пришла за доспехами в кузницу Гефеста. Тот бросился к богине и попытался овладеть ею. Утверждают, что Гефеста подзуживал к этому Посейдон , проигравший Афине спор за обладание Аттикой : морской бог убедил олимпийского кузнеца в тайном желании Паллады, чтобы кто-нибудь силой овладел ею. Афина, однако, вырвалась из рук Гефеста, но при этом его семя пролилось на нее чуть выше колена. Паллада вытерлась клоком шерсти и бросила его. Семя Гефеста попало на мать-землю Гею и оплодотворило её. Недовольная этим Гея, сказала, что не станет воспитывать своего будущего ребенка от Гефеста. Афина тогда объявила, что воспитает его сама.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Когда ребенок родился, его назвали Эрихтонием. Это был один из мифических прародителей афинян. Забрав Эрихтония у Геи, Афина Паллада положила его в священный ларец и отдала Аглавре, старшей дочери афинского царя Кекропса . Горестная судьба Аглавры, её матери и двух сестер рассказывается в мифе от Эрихтонии . Все четверо погибли, ибо Аглавра попыталась обмануть бога Гермеса. Услышав об их печальной участи, расстроенная Афина уронила огромную скалу, которую несла на афинский Акрополь, чтобы лучше его укрепить. Эта скала получила название горы Ликабетта. Ворону, которая передала Афине Палладе скорбную новость о гибели женщин семьи Кекропса, богиня из белой сделала черной. С тех пор все вороны черны. Паллада запретила им появляться на афинском акрополе. Эрихтония богиня Афина Паллада спрятала в свою эгиду и вырастила. Позже он стал царем Афин и ввел в этом городе культ своей названной матери. После смерти Эрихтоний был вознесен на небо, сделавшись созвездием Возничего, ибо он с помощью богини Афины первым научился пользоваться колесницей, запряженной четверкой лошадей.

Для афинян представление о девственности их главной богини символизировало неприступность их города. Некоторые ученые считают, что в древнейших мифах Афина Паллада не была девственницей, а имела детей от Гефеста, Посейдона и бога ветров Борея. Некоторые смутные воспоминания об этих мифах сохранились и в исторической Элладе – хотя бы в вышеприведённом рассказе об Афине и Гефесте. Эрихтоний, вероятнее всего, поначалу считался сыном Афины и Посейдона. Остаток этого мифа сохранился в предании о том, что Эрихтоний первым стал ездить на колеснице-квадриге, которая в древнегреческой религии являлась неизменным атрибутом Посейдона.

Мифы об Афине Палладе

Самые известные мифы об Афине (кроме вышеприведённого рассказа об Эрихтонии) – предания о споре Афины с Посейдоном за обладание Аттикой , о скульпторе Пигмалионе , об Афине и сатире Марсии , об Арахне и об участии Афины на стороне греков в Троянской войне .

Панафинеи – праздники в честь Афины

Из множества праздников, которые совершали древние Афины в честь своей богини-покровительницы, и которые имели большей частью земледельческий характер, важнейшими были «малые Панафинеи» и «великие Панафинеи». Малые праздновались каждый год, летом; великие – раз в четыре года. По древнегреческим мифам, Панафинеи были учреждены сыном Кекропса Эрехтеем , воспитанником Афины, олицетворением плодородной нивы.

Состязания бегунов во время Панафиней. Ваза ок. 530 до Р. Х.

На великие Панафинеи сходилось в Афины все население Аттики; торжественная процессия несла в Акрополь мантию (Пеплос), вышитую афинянками для древней статуи богини Афины Паллады, стоявшей в её Акропольском храме. Мантия эта была шафранного цвета; шитье по ней было золотое, и представляло сцены из победоносных битв богини Афины с титанами. Впереди шли жрецы с жертвенными животными; за жрецами шли метеки (жившие в Афинах иноземцы); они несли жертвенные сосуды и другие принадлежности. За метеками шли девушки, дочери уважаемых семейств афинских граждан и несли на головах жатвенный венок, корзины со священным ячменем, медом, жертвенными хлебами; дочери метеков держали над ними зонтики, для защиты от знойного летнего солнца. Дальше, ехала платформа, поставленная на колесах; на ней была утверждена мачта; к мачте был привязан пеплос богини Афины Паллады. За платформой шли музыканты, за ними следовали юноши, в миртовых венках; одни шли пешком и пели гимны в честь богини, другие были на конях, вооруженные щитом и копьем. Дальше шли по улицам Афин бодрые старики с оливковыми ветвями в руках; за ними несли награды, предназначенные для победителей на играх: оливковые венки, сосуды с оливковым маслом; несли дары храму. За ними вели взрослых лошадей и ехали колесницы, которые будут состязаться в беге на играх в честь богини Афины. В конце процессии ехали на конях молодые люди, принадлежавшие к двум первым классам граждан.

Парфенон – храм Афины-Девы в Акрополе

Процессия шла из Керамика, по самым лучшим улицам, украшенным дубовыми ветвями; народ, стоявший на улицах, весь был в белой одежде, мужчины и женщины. Путь процессии вёл через площадь народных собраний, мимо храмов Деметры и Аполлона. Пифийского. Акрополь блистал украшениями. Процессия входила туда, и совершалось богослужение, приносились жертвы при пении гимнов во славу богини Афины Паллады.

Одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции . Афина входит в число двенадцати великих олимпийских богов . Кроме того, она является богиней знаний, искусств и ремёсел; девой-воительницей, покровительницей городов и государств, наук и мастерства, сноровки, ума, изобретательности.

Благодаря своей необычной внешности, Афина легко отличима от других древнегреческих богинь. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - держит в руках копьё, одета в доспехи. На голове шлем, как правило, коринфский - с высоким гребнем. Её щит – эгида – обтянут козьей шкурой и украшен головой Горгоны Медузы . Её сопровождают священные животные:

  • сова (символ мудрости),
  • змея (также символ мудрости)

Её растение – олива – священное дерево древних греков.

Её называли «сероокой и русоволосой», описания подчеркивают её большие глаза.

Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространена версия из «Теогонии» Гесиода . Царю богов Зевсу было предсказано, когда его первая жена Метида забеременела, что у неё родится двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в мудрости и храбрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей. Зевс не хотел терять главенство над миром. По совету Урана и Геи он хитростью заставил Метиду стать маленькой и проглотил её.

Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь рождению Афины, Гефест ударил Зевса топором по голове, а Прометей воспринял её из головы Зевса.

Афина появилась на свет взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич.

Интересен миф о том, как Афина получила владычество над греческой местностью Аттика , чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху.

Согласно этому мифу, первым пришёл в Аттику Посейдон , в землю на Акрополе ударил трезубцем, и возник источник морской воды, который показывали в Эрехтейоне в историческое время. Следом за ним появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи присудили победу Афине, поскольку её подарок является более полезным, город назвали её именем, Разгневался Посейдон и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. В отличие от Артемиды и Гестии , богиня-девственница Афина ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.

Во время Троянской войны Афина активно действовала на стороне греков. Она заботилась о своих любимцах, особенно об Ахилле , самом грозном и сильном греческом воине. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении.

Будучи богиней ремесел, Афина причастна и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи.

В этой связи существует только один миф об Афине, где говорится о смертной женщине. Афину, как богиню ремесел, на состязание в мастерстве вызвала слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина была восхищена безукоризненной работой своей соперницы, носюжеты, изображенные на полотне, её взбесили. Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду , ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. В следующей сцене была изображена Даная , которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; затем Арахна выткала изображение девы-Европы , которую Зевс похитил, обернувшись великолепным белым быком.

Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная женщина не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину.

В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.