Классика        25.05.2022   

Пиковая дама читать краткое содержание по главам. Пиковая дама: читать

Однажды Томский рассказал за карточным столом удивительную историю про свою восьмидесятилетнюю бабушку – графиню. Будучи в Париже, она сильно проигралась, но её выручил граф Сен-Жермен, который открыл ей секрет про три карты и она отыгралась. Никто не принял всерьёз эту историю, кроме Германна. Он начал ухаживать за Лизаветой, служанкой графини. Вскоре, она пригласила его домой. Но он пошёл не к ней, а к графине и попытался выведать у неё секрет с помощью пистолета. От страха она умерла. После её похорон, графиня пришла к нему ночью и открыла тайну трёх карт, но с условием, что он жениться на Лизе. Эти карты были – тройка, семёрка и туз. Он согласился и вскоре в город приехал богатый игрок Чекалинский. Германн пожаловал к нему и поставил очень крупную сумму денег. Сначала всё шло гладко, выпала тройка и он выиграл. На следующий день он опять поставил все деньги и выпала семёрка. Но на третий день, хоть и выпал туз, но в его руке оказалась дама, похожая на старуху и он всё проиграл. Германн сошёл с ума, а Лиза вскоре вышла замуж за достойного человека.

Краткое содержание (подробно)

Александр Сергеевич Пушкин

Пиковая дама

Пиковая дама означает тайную недоброжелательность.

Новейшая гадательная книга

А в ненастные дни

Собирались они

Гнули – бог их прости! -

От пятидесяти

И выигрывали,

И отписывали

Так, в ненастные дни,

Занимались они

Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно; сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом; прочие, в рассеянности, сидели перед пустыми своими приборами. Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нем участие.

– Что ты сделал, Сурин? – спросил хозяин.

– Проиграл, по обыкновению. Надобно признаться, что я несчастлив: играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а всё проигрываюсь!

– И ты ни разу не соблазнился? ни разу не поставил на руте ?.. Твердость твоя для меня удивительна.

– А каков Германн! – сказал один из гостей, указывая на молодого инженера, – отроду не брал он карты в руки, отроду не загнул ни одного пароли, а до пяти часов сидит с нами и смотрит на нашу игру!

– Игра занимает меня сильно, – сказал Германн, – но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.

– Германн немец: он расчетлив, вот и все! – заметил Томский. – А если кто для меня непонятен, так это моя бабушка, графиня Анна Федотовна.

– Как? что? – закричали гости.

– Не могу постигнуть, – продолжал Томский, – каким образом бабушка моя не понтирует!

– Да что ж тут удивительного, – сказал Нарумов, – что осьмидесятилетняя старуха не понтирует?

– Так вы ничего про нее не знаете?

– Нет! право, ничего!

– О, так послушайте:

Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vénus moscovite; Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости.

В то время дамы играли в фараон. Однажды при дворе она проиграла на слово герцогу Орлеанскому что-то очень много. Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проигрыше и приказала заплатить.

Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого. Он ее боялся, как огня; однако, услышав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя, принес счеты, доказал ей, что в полгода они издержали полмиллиона, что под Парижем нет у них ни подмосковной, ни саратовской деревни, и начисто отказался от платежа. Бабушка дала ему пощечину и легла спать одна, в знак своей немилости.

На другой день она велела позвать мужа, надеясь, что домашнее наказание над ним подействовало, но нашла его непоколебимым. В первый раз в жизни она дошла с ним до рассуждений и объяснений; думала усовестить его, снисходительно доказывая, что долг долгу розь и что есть разница между принцем и каретником. – Куда! дедушка бунтовал. Нет, да и только! Бабушка не знала, что делать.

С нею был коротко знаком человек очень замечательный. Вы слышали о графе Сен-Жермене, о котором рассказывают так много чудесного. Вы знаете, что он выдавал себя за Вечного Жида, за изобретателя жизненного эликсира и философского камня, и прочая. Над ним смеялись, как над шарлатаном, а Казанова в своих Записках говорит, что он был шпион; впрочем, Сен-Жермен, несмотря на свою таинственность, имел очень почтенную наружность и был в обществе человек очень любезный. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нем с неуважением. Бабушка знала, что Сен-Жермен мог располагать большими деньгами. Она решилась к нему прибегнуть. Написала ему записку и просила немедленно к ней приехать.

Старый чудак явился тотчас и застал в ужасном горе. Она описала ему самыми черными красками варварство мужа и сказала наконец, что всю свою надежду полагает на его дружбу и любезность.

Сен-Жермен задумался.

«Я могу вам услужить этой суммою, – сказал он, – но знаю, что вы не будете спокойны, пока со мною не расплатитесь, а я бы не желал вводить вас в новые хлопоты. Есть другое средство: вы можете отыграться». – «Но, любезный граф, – отвечала бабушка, – я говорю вам, что у нас денег вовсе нет». – «Деньги тут не нужны, – возразил Сен-Жермен: – извольте меня выслушать». Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал…

Молодые игроки удвоили внимание. Томский закурил трубку, затянулся и продолжал.

В тот же самый вечер бабушка явилась в Версале, au jeu de la Reine. Герцог Орлеанский метал; бабушка слегка извинилась, что не привезла своего долга, в оправдание сплела маленькую историю и стала против него понтировать. Она выбрала три карты, поставила их одну за другою: все три выиграли ей соника, и бабушка отыгралась совершенно.

– Случай! – сказал один из гостей.

– Сказка! – заметил Германн.

– Может статься, порошковые карты? – подхватил третий.

– Не думаю, – отвечал важно Томский.

– Как! – сказал Нарумов, – у тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее кабалистики?

– Да, черта с два! – отвечал Томский – у ней было четверо сыновей, в том числе и мой отец: все четыре отчаянные игроки, и ни одному не открыла она своей тайны; хоть это было бы не худо для них и даже для меня. Но вот что мне рассказывал дядя, граф Иван Ильич, и в чем он меня уверял честью. Покойный Чаплицкий, тот самый, который умер в нищете, промотав миллионы, однажды в молодости своей проиграл – помнится Зоричу – около трехсот тысяч. Он был в отчаянии. Бабушка, которая всегда была строга к шалостям молодых людей, как-то сжалилась над Чаплицким. Она дала ему три карты, с тем, чтоб он поставил их одну за другою, и взяла с него честное слово впредь уже никогда не играть. Чаплицкий явился к своему победителю: они сели играть. Чаплицкий поставил на первую карту пятьдесят тысяч и выиграл соника; загнул пароли, пароли-пе, – отыгрался и остался еще в выигрыше…

Однако пора спать: уже без четверти шесть.

В самом деле, уже рассветало: молодые люди допили свои рюмки и разъехались.

– II paraît que monsieur est décidément pour les suivantes.

– Que voulez-vous, inadame? Еlles sont plus fraîches.

Светский разговор

Старая графиня *** сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад. У окошка сидела за пяльцами барышня, ее воспитанница.

Александр Сергеевич Пушкин известен, прежде всего, как выдающийся отечественный поэт и реформатор русского литературного языка. С его произведениями знакомятся ещё в раннем детстве и многие сохраняют любовь к ним до глубокой старости. Однако, невозможно в полной мере судить о Пушкине лишь по его стихотворениям, эпическим поэмам на сказочные и мифологические сюжеты (таким как «Руслан и Людмила» , «Сказка о царе Салтане» и так далее) и даже по крупнейшему событию литературной жизни первой половины XIX века - рЭто интересно: романа Тургенева.оману в стихах «Евгений Онегин».

Вконтакте

Проза в творчестве А. С. Пушкина

В поздний период творчества Пушкин всё больше интересуется прозой . Будучи разносторонним человеком, он интересуется значительными событиями недавнего прошлого, и постепенно складывается замысел написания истории о восстании Пугачёва.

Не последнюю роль в обращении многих выдающихся русских писателей того времени к сюжетам из отечественной истории сыграла продолжающаяся публикация фундаментального труда Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского». Пушкин стремится получить доступ к правительственным архивам, чтобы работать над своим произведением только на достоверных основаниях, но это ему не удаётся.

Несмотря на все препятствия, Пушкин продолжает заниматься историей Пугачёвщины, позже из этого появится роман «Капитанская дочка» . Стремясь обнаружить новые средства выражения в прозе, Пушкин долгое время остаётся неудовлетворённым качеством выходящих из-под его пера произведений, поэтому первый законченный прозаический цикл выходит у него относительно поздно: осенью 1830 года писатель завершает «Повести Белкина». В нём Пушкин проявил себя как тонкий стилист и знаток всех современных ему художественных направлений, но публика отнеслась к произведению прохладно.

Неудача не смутила писателя: вплоть до самой смерти он работает преимущественно в прозаических жанрах. Не последнюю роль в этом сыграло создание им литературного журнала «Современник», который необходимо было наполнять художественными текстами. Осенью 1833 года в селе Болдино Пушкин создаёт ряд разноплановых произведений:

  • Исследование крестьянской войны 1773−1775 гг. «История Пугачёва».
  • Поэтический цикл «Песни западных славян».
  • Поэмы «Медный всадник», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Анджело», «Сказка о царе Салтане».

В тот же период была создана и «Пиковая дама» - повесть о предопределённости судьбы. История Германна - молодого человека, желающего разбогатеть в короткий срок с минимальными для этого усилиями - возникла благодаря удачному соединению двух факторов:

  • Реальная история княгини Голициной, однажды выигравшей крупную сумму благодаря подсказке графа Сен-Жермена о комбинации из трёх карт.
  • Использование художественных средств течения романтизма, в особенности немецкого.

Второй факт особенно заметен в произведении: критики часто отмечают близость «Пиковой дамы» к рассказам Эрнеста Гофмана. Повесть стала первым русским прозаическим произведением, снискавшим признание за границей. По сюжету «Пиковой дамы» были поставлены многочисленные оперы, одна из которых была создана Чайковским , а впоследствии повесть была неоднократно экранизирована.

Сюжет «Пиковой дамы» в сокращении

Существует огромное количество интересных книг, и не всегда можно найти время, чтобы прочитать их все. Поэтому в последнее время популярностью пользуется брифли , или небольшой по объёму пересказ сюжета художественного произведения.

Сюжет повести выглядит следующим образом: инженер Германн, имеющий небольшое состояние, не принимает участия в карточной игре у конногвардейца Нарумова, но его явно привлекает мысль о крупном выигрыше. По окончании игры Томский, один из её участников, рассказывает историю своей бабушки, получившей от французского алхимика Сен-Жермена секретную комбинацию карт, позволяющую выиграть. После непродолжительных раздумий Германн отправляется к графине и, угрожая ей пистолетом, пытается заставить её раскрыть свой секрет.

Старая графиня умирает от сердечного приступа , но вскоре является Германну во сне, где называет три тайные карты. Германн отправляется играть. Два раза ему удаётся выиграть с крупной ставкой, а третья карта оказывается неправильной. Германн сходит с ума и попадает в психиатрическую лечебницу.

Пересказ повести по главам

Помимо Германна, престарелой графини и тёмных сил в повести действуют и другие персонажи, также необходимые для понимания сюжета. Ниже вы можете ознакомиться с повестью «Пиковая дама» в кратком содержании по главам.

Глава 1

Поздней ночью у молодого конногвардейца Нарумова для игры в карты собирается компания друзей. Инженер Германн не участвует в игре, поскольку проигрыш бы тяжело сказался на его скудном состоянии, но внимательно наблюдает за ней. Друзья подшучивают над Германном, подмечая, что и его имя, и подход к азартным играм - немецкие. Им непонятно, почему графиня Анна Федотовна, бабушка Павла Томского, не играет, ведь ей известна беспроигрышная комбинация из трёх карт.

В молодости Анна Федотовна часто бывала в Париже . На одном из светских вечеров она проиграла герцогу Орлеанскому внушительную сумму. Муж отказался платить по её долгу, и Анна Федотовна в отчаянии попыталась занять денег у друзей. Один из них, алхимик Сен-Жермен, заявляет, что финансовую помощь оказать он не в состоянии, но вместо этого рассказывает о трёх картах, поставив на которые можно выиграть. Анна Федотовна возвращается в салон и отыгрывается. Уплатив долг, она больше никогда не садится за игорный стол и никому не рассказывает о тайне, даже своим сыновьям.

Молодые люди находят историю неправдоподобной и, посмеявшись, расходятся.

Глава 2

Анна Федотовна Томская к тому времени стала дряхлой и весьма капризной старухой. Её домочадцам приходится туго от вздорного характера графини, в особенности же её юной воспитаннице Лизавете Ивановне . Томская отдаёт ей противоречивые и нелепые приказы, причём ждёт их немедленного исполнения. Германн не в силах забыть об истории трёх карт и решает очаровать Лизавету, чтобы через неё получить доступ к графине и выведать её секрет. Для этого он часто отправляется к дому графини и подолгу стоит напротив окна, где, как ему известно, Лизавета занимается вышиванием. Красивый молодой человек привлекает внимание уставшей от капризов графини девушки.

Тогда же наваждение Германна становится все сильнее. Ему снятся сны, в которых его ставка побеждает, и он под восторженными взглядами друзей сгребает в свой карман многочисленные ассигнации.

Глава 3

Германн исхитряется передать Лизавете записку с пылким признанием в любви . Девушка, хотя и польщена его вниманием, пишет ему сдержанный ответ и выбрасывает в окно вместе с посланием Германна. Но тот не сдаётся. Через служанок он продолжает отправлять Лизавете записки, в которых умоляет о свидании. В итоге девушка отвечает согласием и в одном из своих ответных посланий рассказывает, как можно пробраться в дом. Сделать это тем легче, что Анна Федотовна вместе со своей воспитанницей собирается вечером ехать на бал.

Германн пользуется ситуацией, но проникает не в комнату девушки, а в комнату графини. Он терпеливо ждёт её возвращения, и когда служанки после отправления вечернего туалета расходятся, отставив хозяйку одну, Германн покидает своё укрытие и требует от графини тайну трёх выигрышных карт.

Мольбы молодого человека не производят на старуху никакого впечатления, тогда он в отчаянии достаёт пистолет. Увидев оружие, графиня пугается так сильно, что умирает на месте.

Глава 4

На балу Лизавета сталкивается с Томским , который даёт не самое благоприятное описание Германну, сравнивая его с Мефистофелем. Девушка внутренне согласна с этим мнением. По возвращении домой она отсылает служанку и испытывает облегчение, увидев, что Германн не явился на свидание. Однако, через некоторое время он входит в её комнату и заявляет, что некоторое время назад графиня умерла, возможно, по его вине. Становится очевидно, что молодой человек не испытывает никакого влечения к девушке, а вся интрига была задумана только для того, чтобы добраться до графини. Лизавета все же помогает Германну, отдав ему ключ от потайной двери на улицу.

Глава 5

Являясь мнительным и суеверным человеком, Германн решает отправиться на похороны Анны Федотовны, чтобы попросить у неё прощения за то, что стал её невольным убийцей. При большом стечении народа он подходит к гробу и падает в обморок: ему кажется, будто старуха насмешливо смотрит на него.

Теперь Германну кажется, что верный путь к скорому обогащению потерян навсегда. Он идёт в трактир и напивается до беспамятства. С трудом добравшись до дома, он засыпает.

Внезапно проснувшись около трёх ночи , Германн сталкивается с призраком графини, который называет ему три секретные карты - тройка, семёрка и туз, но ставит несколько условий. Во-первых, на каждую карту можно играть лишь раз в день, во-вторых, комбинацию можно использовать лишь единожды и после этого никогда не принимать участия в игре, а в-третьих, Германн должен жениться на Лизавете Ивановне.

Глава 6

Германн становится совершенно одержимым тремя картами: постоянно думает о них, не к месту упоминает в разговорах. Ему становится известно, что в скором времени в Москве состоится игра на крупные суммы, и вместе с Нарумовым он отправляется туда.

На игре Германн сразу же привлекает к себе внимание ставкой в сорок семь тысяч на тройку . Всем известно, эта сумма - все, что у него есть. Карта Германна побеждает, и он, забрав выигрыш, покидает зал.

На следующий день он приходит вновь, ставит свои девяносто четыре тысячи на семёрку и вновь выигрывает. Люди вокруг очень удивлены, поэтому когда на следующий день Германн приезжает на игру в третий раз, все оставляют свои игры, чтобы следить за ним.

Поставив все деньги на туза, Германн, не глядя, объявляет, что выиграл. На это его соперник, Чекалинский, отвечает: «Дама ваша убита» . Инженер в ужасе смотрит на свою карту, ему кажется что с неё насмешливо улыбается сама старуха.

Потрясение оказывается настолько сильным, что Германна отправляют на лечение в Обуховскую больницу, где беспрестанно повторяет ложную и истинную комбинации карт. Судьба остальных персонажей складывается в полном соответствии с их местом в обществе: Лизавета Ивановна удачно выходит замуж за состоятельного сына управляющего старой графини и содержит при себе воспитанницу, а Томский успешно продвигается по карьерной лестнице.

Значение повести в отечественной литературе

«Пиковая дама» является примером зрелой прозы Пушкина , где воплотились все основные его художественные принципы. Их можно представить в виде следующего списка:

Произведение Пушкина оказало серьёзное влияние на других писателей. В частности, мотив страшного сновидения глубоко вошёл в прозу Достоевского, а явное преобладание реалистического над романтическим составило основу рассказов Гоголя. После долгих лет поисков новых средств художественного выражения Пушкин смог создать такой текст, который пришёлся по вкусу как критике, так и массовому читателю.

Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский классик, подаривший миру такие литературные творения, как «Евгений Онегин» и «Руслан и Людмила». Есть еще известная повесть «Пиковая дама», которая легла в основу многих экранизаций и была переведена на разные языки мира.

Рассмотрим ниже главных героев произведения, анализ «Пиковой дамы», краткое содержание по главам и не только.

История создания

«Пиковую даму» Пушкин написал, использовав в основе историю знакомого князя Голицына. Ему его бабушка, известная княгиня, подсказала три карты, некогда пророченные ей одним человеком, которые принесут в игре выигрыш. Таким образом князь смог вернуть себе проигранное состояние.

Александр Сергеевич написал книгу в 1833 году, а в 1834 она уже была издана. По жанру «Пиковая дама» скорее относится к реализму с нотками мистицизма.

Главные герои

В повести есть несколько основных персонажей.

Германн — главный герой "Пиковой дамы", вокруг которого крутится сюжет произведения. Он — военный инженер и сын немца. У него темные глаза и бледная кожа. Как говорит сам Германн, самыми его главными качествами являются расчетливость, умеренность и трудолюбие. Также он очень бережлив и скрытен.

Из повести известно, что у главного героя небольшое наследство и не так много денег. Его главная мечта — разбогатеть. Ради этого он готов на все. Для своих целей Германн использует Лизу и графиню, ему их совсем не жалко.

Графиня (Анна Федотовна Томская) — восьмидесятисемилетняя старушка. У нее эгоистичный характер, и она, как в молодости, все равно дает балы и устраивает вечера. Придерживается моды давних лет. Внешне она уже стала очень дряблой и старой. Но когда-то была фрейлиной при императоре. Привыкла к светскому обществу, что сделало ее высокомерной и избалованной. У нее есть воспитанница Лиза, которую она всячески тиранит, и множество слуг, которые ее незаметно обворовывают.

По легенде, эта старая графиня владеет тайной трех карт, некогда раскрытой ей Сен-Жерменом. Однажды это ей помогло отыграть крупный проигрыш. Она держит этот секрет втайне ото всех, даже от своих четырех сыновей. Но однажды рассказала лишь Чаплицкому, что и принесло ему удачу.

Лизавета Ивановна — главная героиня, воспитанница старой Анны Федотовны. Она молодая и очень милая девушка с темными глазами и черными волосами. По характеру очень скромная и одинокая, у нее нет подруг, безропотно терпит графиню. Лиза влюбляется в Германна, в то время как тот решил ее использовать, чтобы стать ближе к старухе, владеющей тайной выигрыша.

Также в повести фигурируют и второстепенные герои: Поль Томский (внук графины), который рассказал легенду своей бабушки, Чекалинский и Нарумов.

А теперь рассмотрим ниже краткое содержание по главам. В «Пиковой даме» их всего шесть.

Глава 1. На балу

Однажды проходил светский вечер у Нарумова. Некоторые гости играли в карты на деньги, а за происходящим наблюдал Германн. Все удивились его безучастности, но сын обрусевшего немца объяснил это тем, что не хочет жертвовать деньгами в надежде выиграть, когда есть риск проиграть все свое небольшое состояние.

Поль, внук старой Анны Федотовны, удивился, почему же его бабушка не играет. Когда-то давно, 60 лет тому назад, она проиграла большое состояние. Но муж отказался ей помочь, и тогда она решила занять небольшую сумму у Сен-Жермена. Он не дал ей денег, но раскрыл секрет, что если тремя определенными картами сходить последовательно друг за дружкой, то будет ждать удача. И действительно, Анна тогда выиграла.

Мало кто из присутствующих поверил этой легенде о старой графине. Но не Германн. Он, со свойственным себе честолюбием, решил забыть о всякой осторожности и всеми силами разузнать этот секрет, который она никому не раскрывала, чтобы выиграть.

Глава 2. Знакомство

Тут на страницах повести впервые появляется Лиза — бедная и скромная воспитанница эгоистичной и старой Анны Федотовны. Вся вторая глава посвящена знакомству Германна и этой девушки.

Инженер, который начал бредить тайной карт, возник под окнами дома графини спустя несколько дней после вечера у Наумова. Так продолжалось несколько ночей. Германн решил всеми силами и любыми способами приблизиться к Анне Федотовне. Но Лизавета оставалась внешне непреклонной и только спустя неделю улыбнулась в ответ.

Глава 3. Смерть графини

Не получив приближения к тайнам трех карт, Германн решил написать письмо Лизе с любовным признанием. Она ответила на него. Германн продолжал быть настойчивым и писал ей письма каждый день. Наконец, он смог добиться от нее тайного свидания. Лиза написала ему, как он может проникнуть тайком в дом, пока старая графиня будет на балу.

И он действительно прошел внутрь и спрятался в шкафу в комнате Анны Федотовны, чтобы дождаться ее возвращения. Но когда она пришла, Германн стал выпрашивать у нее секрет трех карт. Та категорически отказывалась что-либо говорить. Юноша стал угрожать пистолетом, и от испуга хранительница тайны вдруг скончалась.

Глава 4. Предательство

Все это время Лиза ждала своего поклонника в комнате. Он пришел и признался в том, что это он виновен в смерти графини. И тут девушка поняла: Германн ее просто использовал.

Глава 5. Встреча с призраком

Спустя три дня покойную графиню отпевали в монастыре, куда явился и сам виновник смерти. Ему даже возле гроба показалось, будто старушка на него с усмешкой посмотрела.

Дальше происходили мистические события: ночью к Германну постучали. Это была графиня в белых одеяниях. Она пришла, чтобы поведать тайну карт. Чтобы выиграть, необходимо последовательно не чаще чем раз в сутки ставить тройку, семерку и туз, но больше никогда в жизни не играть, а также она велела ему жениться на Лизавете.

Глава 6. Проигрыш

Не теряя времени, Германн решил сыграть с недавно приехавшим в Петербург Чекалинским, известным тем, что хорошо играет. Он напрочь забыл о втором условии — жениться на Лизе.

Сначала он поставил 47 тысяч на тройку, через день тоже крупную сумму — на семерку. И вот, спустя еще сутки, Германну попалась вместо туза пиковая дама, и он заметил, что та над ним будто усмехнулась, словно умершая графиня. Он все проиграл.

После случившегося Германн сошел с ума и попал в психиатрическую лечебницу, а Лиза вышла замуж за состоятельного мужчину.

Анализ

«Пиковая дама» — это повесть, над которой можно очень долго размышлять. Тут можно выделить несколько основных идей. Кто-то подумает, читая эту книгу, что зло порождает зло, корысть и честолюбие должны караться. А кто-то увидит лишь мистику без какой-либо философии.

Также при анализе «Пиковой дамы» нельзя точно сказать, к какому жанру относится повесть. Здесь есть и мистицизм, и философия, и даже готичность, так как упоминаются определенные атрибуты в виде старинного дома, тайны, странные сны. Наличие мистики тоже спорно, так как нигде прямым текстом Александр Пушкин не упоминает приведений, судьбу, предвидения. Кто знает, может, графиня после смерти просто приснилась Германну, а та раскрытая тайна карт — лишь совпадение? Главный герой видит странные фантастические вещи в виде взгляда мертвой графини и ее появления только через призму своего субъективного взгляда.

Но здесь автор точно и полностью раскрыл всех персонажей в таком небольшом формате книги всего из 6 глав. Германн создает очень неоднозначный образ в повести «Пиковая дама». Он — главный герой, но по его действиям, по его описаниям мы легко понимаем, какой он: честолюбивый, твердый, готов использовать других людей ради своей выгоды.

Этот человек настолько сильно поверил в секрет карт, настолько был намерен выиграть очень крупную сумму, что забыл о втором наказании графини — жениться на Лизе. Можно сказать, что Германн оказался слабым, так как думал лишь о деньгах, и когда все пошло совсем не по плану (настолько ожидаемому и желанному, но, увы, ненадежному), он просто-напросто сошел с ума.

Другие герои «Пиковой дамы» тоже очень ярко раскрыты. Графиня, которая владеет тайной, эгоистична, что видно по ее отношению к воспитаннице, но не зла по своей натуре. А сама Лиза терпелива и скромна.

Вполне может быть, что автор проводит параллель с людьми того времени, но разных поколений. Германн — яркий представитель молодежи, которая стремится легким путем себя обогатить и даже пойти на неоправданный риск. Лиза тоже не такая невинная, как кажется на первый взгляд. Будучи воспитанницей такой своенравной графини, она терпит ее из-за удобства: комфортная жизнь в большом доме, отсутствие крайних нужд, всегда есть еда и тепло. А ее главным желанием является выйти замуж за богатого человека.

Александр Пушкин раскрывает тему «Пиковой дамы» через многочисленные неожиданные повороты событий. Такие как, например, внезапная смерть графини или проигрыш Германна.

Вместо заключения

Повесть Александра Сергеевича Пушкина "Пиковая дама" — одно из немногих русскоязычных произведений того времени, которое имело большой успех по всей Европе. Эта популярность не спала и до сих пор. Всем известный композитор Чайковский создал оперу по мотивам книги, а также было снято много экранизаций «Пиковой дамы», анализом которых тоже очень интересно заниматься.

Дмитрий Мирский очень точно назвал книгу шедевром сжатости. В этой небольшой повести затрагивается очень много тем и проблем. Суть «Пиковой дамы» неоднозначна, а сюжет прост. Не зря это стало классикой русской литературы, которую в наши дни досконально изучают на уроках литературы в школе.

«Пиковая дама» — одно из самых интригующих и авантюрных произведений в духе романтизма. Александр Пушкин не только красиво описал уже известную всем историю, как это было в некоторых его творениях, но и вложил в нее всю изобретательность своего литературного гения. Кроме того, в хитросплетениях мастерски написанной прозы спрятан актуальный и по сей день посыл: счастье не в деньгах, и даже не в удаче. Подробный анализ «Пиковой дамы» поможет лучше разобраться произведении.

Сюжет произведения позаимствован из действительности. Реальная история «Пиковой дамы» такова: знакомый Пушкина, князь Голицин, заядлый карточный игрок, сумел отыграться благодаря совету своей бабки – Натальи Петровны Голициной, которая наказала ему поставить все на три карты. Она и является прототипом пиковой дамы, ведь в свое время водила знакомство с магом и фокусником Сен-Жерменом. По ее словам, он был к ней неравнодушен, вот и поведал заветную тайну. Сам писатель тоже частенько испытывал фортуну, об этом можно догадаться исходя из его хорошего понимания карточных терминов и тонкостей игры.

В процессе создания «Пиковой дамы» автор находился в Болдине (1833 год), это была его самая «урожайная» осень. Он работал взахлеб, поэтому книга пестрит необычайными поворотами сюжета и драматическими конфликтами. Конечно, любовная коллизия и нравственное падение героя вымышлены, но именно они убеждают нас в опасности игр с судьбой. Он опубликовал произведение уже после ссылки, в 1834 году, в журнале «Библиотека для чтения».

Жанр и направление

«Пиковую даму» принято определять как повесть. Жанр этот подразумевает средний объем, одну основную сюжетную линию и участие в ней второстепенных персонажей. Литературоведы считают эту книгу первым произведением Пушкина, открывающим цикл дальнейших размышлений о человеческих пороках и следующих за ними наказаниях.

В анализе важно учитывать и реалии культурной эпохи, когда было написано творение. Направление «Пиковой дамы» — это романтизм, известный потомкам, как период мистического томления по идеалу, когда вымышленные миры проникали в реальный, и даже самый проницательный читатель не мог определить, было ли волшебство на самом деле? Или писатель просто изобразил сон героя? Вот и в книге Пушкина непонятно, кто довел Германна до сумасшествия: магия карт или досадный проигрыш? Как бы там ни было, тяга героя к обогащению любой ценой осмеяна и наказана, а превосходство духовного богатства над материальным восславлено и превознесено.

О чем произведение?

В повести говорится о том, как однажды за карточной игрой у конногвардейца Нарумова внук старой княгини Томский рассказывает анекдот о трёх картах, известных лишь его бабушке, которые непременно выигрывают. Рассказ производит большое впечатления на молодого офицера Германна, который во что бы то ни стало, решает узнать эту карточную комбинацию. Тот начинает часто появляться у дома графини, обдумывая свои дальнейшие действия, а однажды, замечает у окна её воспитанницу — Елизавету Ивановну. Германн начинает оказывать ей знаки внимания, а через какое то время назначает ей ночное свидание в её комнате.

Проникнув в дом княгини, он пытается добиться от хозяйки секретную комбинацию трёх карт, запугивает её пистолетом, но та умирает прямо на его глазах, не выдав своей тайны. Побывав на похоронах княгини, убийца видит, будто та подмигивает ему из гроба, а ночью, то ли во сне, то ли наяву, она является и сообщает ему комбинацию — тройка, семёрка, туз. Та ставит ему условия — ставить не больше карты в день и жениться на Елизавете Ивановне. Герой не исполняет второй просьбы. Одержав два выигрыша, поставив тройку и семерку, на третий раз, вместо туза на столе появляется подмигивающая ему Пиковая дама. Германн проигрывает деньги и сходит с ума. Двоякая суть повести «Пиковая дама» в том, что читатель сам выбирает смысл финала:

  • Во-первых, княгиня действительно могла обладать магическими способностями и отомстить молодому человеку за непослушание.
  • Во-вторых, персонаж мог сойти с ума еще на этапе возникновения навязчивой идеи выведать тайну, то есть дальнейшие события – последствия его душевного или умственного расстройства.
  • Главные герои и их характеристика

    • Германн — молодой человек приятной наружности, имеющий «профиль Наполеона, а душу Мефистотеля», романтик по натуре. Отроду не брал карты в руки, но любит наблюдать за чужой игрой. Не видел смысла «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», был игроком лишь в душе, но тайна трёх карт кардинально изменила его мировоззрение. Если раньше он был педантичным, сдержанным и бережливым, то в финале становится алчным, вероломным и жестоким человеком. Деньги раскрывают скрытую порочность его души, которая поглощает все хорошее, что было в сердце героя.
    • Анна Федотовна — старая, дряхлая графиня, избалованная светской жизнью, доживающая свои последние годы. Она хоть и держит воспитанницу в строгости, тем не менее, думает о ее будущем. Образ пиковой дамы, причудившейся Германну, отличается от героини при жизни. Она мстительна, таинственна и категорична. Сделка с ней – разновидность сделки с дьяволом, ведь Германн платит за секрет душой, и дама знает это. Неслучайно она требует от молодого человека загладить свою вину перед воспитанницей и жениться на ней. Она знает, что он не сделает этого, ведь бездушный герой не способен на честность и благородство. Это выдает в ней коварство и лицемерие, присущие потусторонним силам. Пиковая дама также является символом легкого материального успеха, который кружит людям голову. Он уничтожает в них человечность и добродетель, оставляя на них месте выжженное пороками поле.
    • Елизавета — скромная и стеснительная молодая девушка, воспитанница Анны Федотовны, замученная постоянными упреками, прихотями и непостоянством графини. Она наивна и добра, ищет в мире понимания и любви, но находит лишь обман и жестокость. Лиза тоже романтическая героиня, но ее иллюзии терпят крах, ведь реальность не ко всем проявляет благосклонность.
    • Томский — князь, родственник Анны Федотовны. Он играет роль резонера, именно благодаря его рассказу происходит завязка действия: Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.
    • Темы

  1. Судьба и рок . Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
  2. Мистика . В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
  3. Любовь . Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
  4. Цели и средства . Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.
  5. Проблемы

  • Алчность . Имея коварный замысел нажиться за счёт секрета, Германн не удосуживается исполнить её посмертную просьбу, пренебрегает и тем, что она пришла к нему не по своей воле, а по указу, данному свыше. Не жалеет он и чувств Елизаветы Ивановны, которая успела довериться ему и проникнуться нежными любовными посланиями. Главная проблема произведения «Пиковая дама» заключается в расчетливости главного героя, которая оказывает отрицательное воздействие на его жизнь.
  • Лицемерие . Германну с его помощью удается обмануть не только легковерную девушку, но и весь свет, который принимает его успех за чистую монету. Все окружающие завидуют удаче игрока, желают ему поражения, однако сохраняют вид почтительности и доброжелательности. Этой ложью пронизан весь высший свет.
  • Зависимость людей от материальных благ. Герой ожесточенно добивается богатства ради признания окружения, ведь в мире салонов и балов ценятся только деньги. Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.

Главная мысль

Повесть Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься: стоит ли сомнительное везение неоправданного риска? Ведь ощутив себя любимцем фортуны однажды, человек начинает втягиваться в игру, ему становится сложно перебороть зависимость от постоянного ощущения азарта. Но это лишь одна грань произведения. Идея, которую преследовал Александр Сергеевич Пушкин – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его. Например, он иронизировал по поводу его далеких от реальной жизни канонов даже в «Руслане и Людмиле». Поэт осуждает оторванность этого направления от действительности и непременное желание выставить ее в дурном свете. Прежде всего, он обрушает критику на романтического героя. Соответственно Германн, несмотря на мистический уклон и веру в магию трех карт, остается обычным мещанином с банальным набором ценностей. Возвышенно-показная его натура не меняется к лучшему от волшебства, ведь он применяет его в алчных целях. То есть, основная мысль «Пиковой дамы», что никакие внешние романтические атрибуты типа мистики, азарта и незаурядности характера не помогут персонажу избавиться от суеты и мерзости материального мира, а лишь оправдают его безнравственность, сделают возможным преступление, ведь суть романтического героя — это противостояние с обществом. Такую форму оно запросто может принять, в этом и опасность немецкого культа индивидуализма – веры в превосходство личности над социумом. Поэтому финал книги доказывает обратное: общество выше Германна, который нарушил его законы. Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.

Чему учит?

Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол. Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.

Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Критика

Повесть нашла положительные отклики среди поэтов и литературоведов, а так же получила большую популярность в странах Европы. Фёдор Михайлович Достоевский отзывался о произведении как о «совершенной фантастической прозе». Русский литературовед и литературный критик Дмитрий Петрович Святополк-Мирский назвал «Пиковую Даму» «лучшим и наиболее характерным для него произведением Пушкина в прозе».

Действительно, книга вызвала в обществе того времени целую волну неожиданных реакций. Например, игроки под влиянием прочитанного начали ставить на тройку, семерку и туза, а придворные дамы заняли себя поисками прототипа загадочной Пиковой дамы. Пушкин лишь иронизировал у себя в дневнике над тем, какую модную тенденцию породило его творение. Не зря критик Анненков вспоминал о произведенном фуроре так: « Повесть произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем».

Знаменитый рецензент русской классики Белинский тоже не обошел книгу вниманием и высказался лестно для автора:

«Пиковая дама» - собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот: для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно. Но рассказ — повторяем — верх мастерства.

В «Пиковой даме» герой повести - создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе; рассказ простой, отличающийся изящностью…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!