Литература         06.08.2023   

Презентация - Профессиональная этика. Сущность, классификация, функции

(право, 11 класс,

профильный уровень)

Урок № 64-65

Особенности профессиональной юридической деятельности.

Д.З.: § 30, ч.2, повторить § 1-29

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Изучить особенности профессиональной юридической деятельности.
  • Развивать критическое мышление учащихся, речь, умение выражать мысли, коммуникативные способности.
  • Содействовать правовому воспитанию.

Универсальные учебные действия

знать/понимать: основные особенности юридической профессии;

уметь характеризовать: право как элемент культуры общества;

объяснять: содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений


Понятия, идеи

  • следователь, прокурор, адвокат, судья, юрисконсульт предприятия (организации), нотариус;
  • профессиональная этика юриста; юридическая психология

Изучение нового материала

  • Профессиональная этика юриста .

Юрист в ответе за человеческие судьбы. Какими качествами надо обладать, чтобы соответствовать требованиям квалификации «юрист»?


Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Профессиональная этика юриста призвана :

  • сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности;
  • определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга;
  • раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности;
  • выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

Особенности профессиональной этики юристов

Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить , во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. В третьих, необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.


Особенности профессиональной этики юристов

предмет профессиональной этики юриста определяет специфическую направленность данной учебной дисциплины, призванной:

  • развить интерес к этому виду деятельности как к правовой профессии широкой направленности;
  • определить понятие и содержание профессиональной чести , раскрыть нравственные основы будущей профессиональной деятельности;
  • выработать иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного общения с теми, кто преступил закон.

Все это в комплексе вырабатывает умения и навыки соблюдения служебного этикета в конкретных ситуациях служебной и внеслужебной деятельности.


Юридическая деятельность

Профессия юриста - это особый вид занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами. Профессиональная деятельность охватывает как профессиональную работу, выполнение обязанностей, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения.

виды юридической деятельности

организационная

социальная

удостоверительная

реконструктивная

коммуникативная

поисковая


Особенности профессиональной деятельности юриста

массовость и престижность труда

особая ответственность и правовая регламентация

конфликтность

особенности профессии юриста

властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц

интеллектуальная привлекательность, нестандартный характер труда

коллективность труда

процессуальная самостоятельность


Основные особенности, задающие специфику труда юриста

  • Жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности и принимаемых решений.
  • Властный, обязательный характер профессиональных полномочий
  • Экстремальный характер профессиональной деятельности
  • Творческий, нестандартный характер профессиональной деятельности, разнообразие решаемых задач
  • Процессуальная самостоятельность и высокая персональная ответственность за свои действия и принимаемые решения

Особенности познавательных процессов в юридической деятельности

Особенности познавательных процессов

Негативный характер процесса познания в виде результата преступления

Ретроспективный характер процесса познания

Строгая законодательная регламентация процесса познания

Дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации

Доказательно-удостоверительный характер процесса познания

Мыслительное моделирование событий прошлого

Эмоциональный фон, воздействие стресс-факторов

Принудительный характер применяемых методов познания

Противодействие заинтересованных лиц процессу познания


Профессиональная деформация

Развитию профессиональной деформации способствуют

группа факторов социально-психологического свойства

факторы, связанные с личностными особенностями сотрудников

факторы, обусловленные спецификой деятельности

Нормативный характер деятельности

Повышенная ответственность

Экстремальный характер многих видов деятельности

Властные полномочия

Психические и физические перегрузки

Особый объект профессиональной деятельности

Особенности организации деятельности

корпоративность


Важные нервно-психические качества профессии юриста

  • Сензитивность – повышенная нервно-психическая чувствительность к внешним воздействиям
  • Оптимальное соотношение реактивности и активности
  • Эмоциональная устойчивость
  • Пластичность психических процессов
  • Пониженный уровень тревожности
  • Резистентность – сопротивляемость внешним и внутренним условим, препятствующим осуществлению начатой деятельности
  • Толерантность – устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям

Профессионально развитые психологические качества юриста

Профессиональная наблюдательность, внимательность, память

Профессиональные ощущения

повышенная чувствительность к профессионально важным признакам

Профессиональные восприятия

зрительные, слуховые, обонятельные и др.

Профессиональные представления

развитая способность хорошо в уме предстоящие действия, мысленно проигрывать планируемую ситуацию

социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, тактическое

Профессиональное мышление

способность к перевоплощению ролевому поведению

Профессиональный артистизм

Профессиональная бдительность, готовность к неожиданному


Морально-психологические качества юриста

Ответственность, трудолюбие, добросовестность, активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость

Общетрудовые

Обостренное отношение к справедливости, истине и правде, личная правопослушность, принципиальность, неподкупность, преданность долгу

Профессионально-

трудовые

Вежливость, тактичность, этичность, готовность прийти на помощь, честность, гуманность, уважение права другого человека на свое мнение, демократичность

Человеческие

Самокритичность, самооценка, требовательность к себе, совестливость, скромность, отношение к самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию

Самооценочные


Профессиональное общение юриста

Наличие множественных целей в каждом акте общения

Специфичность поводов для вступление в общение

Специфика

профессионального

общения

Конфликтный характер общения

Формализация общения

Специфика психических состояний участников общения

Особое значение психологического контакта

Поведение людей

Техника юридического труда

тексты

Работа с законодательством:

понимание права, поиск необходимых нормативных актов, систематизация нормативной базы

Технология изучения документов

- о пределение целей чтения и выбор поисковой ориентации;

  • вычленение смысловых блоков (состав сообщения);
  • выявление источников информации (смысл, значение, происхождение);
  • фиксации информации;
  • составление резюме или ответа

Работа с фиксированной информации:

  • поиск источников (неопубликованных, непубликуемых);
  • отбор источников по относимости к задачам;
  • оценка состояния;
  • анализ и переработка;
  • использование полученной информации.

информация

Рабочие техники

Работа юриста с участниками правового оборота:

  • по объекту воздействия (неопределенная, меняющаяся, постоянная группа лиц);
  • длительности (разовые, повторные, систематические);
  • содержанию (право в целом, отдельные отрасли, комплексные проблемы)

Межличностные коммуникации юриста:

- язык, знаковые системы, общий понятийный аппарат;

  • стратегия, тактика, манера поведения (убеждение, внушение, подбор и дозировка аргументов);
  • выбор времени, места и подходящих условий

Техника проведения бесед:

  • установление контакта;
  • фиксация позиции адресата;
  • оппонирование;
  • достижение общего вывода

коммуникация


Контрольные вопросы

  • В чём особенности профессиональной этики юристов?
  • Какие виды юридической деятельности вы знаете?
  • Каковы особенности профессии «юрист»?
  • В чём угрозы профессиональной деформации?
  • Каковы профессионально-психологические качества юриста?
  • В чём особенности общения юриста?
  • В чём проявляются сложности юридического труда?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Право: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Е.А.Лукашева, А.И.Матвеев и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013
  • Баранов П. А., Шевченко С. В.: Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ, Астрель, 2009
  • Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: ACT: Астрель, 2009.
  • Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. профессора И.А. Еремичева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 223 с. - (Серия «Высшее образование»).
  • Веснина С.Н., Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, http://900igr.net/zip/psikhologija/JUridicheskaja-psikhologija.html

Источники иллюстраций для оформления шаблона:

  • http:// anticrisis.ucoz.ru /CB012045.JPG
  • http:// shkolazhizni.ru / img / content /i47/47352_or.jpg

Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.




Содержание понятия ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни


Содержание понятия ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса,общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988). Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.


Содержание понятия МОРАЛЬ (от лат. «moralis» - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.). Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи у разных народов. Однако в морали должное не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей.


Содержание понятия Специфика норм морали заключается в следующем: ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека.


Содержание понятия НРАВСТВЕННОСТЬ есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ. Категории морали и нравственности, безусловно, оказывают влияние (и порой существенное) на характер РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.


Содержание понятия Большинство философов сегодня не поддерживают идею существования какой-то одной, единственно верной теории морали. Недостаточно понимать мораль как форму общественного сознания или особый механизм регулирования поведения людей, что она является особым духовно- практическим отношением человека к миру. Вместе с тем самые разные концепции морали при обращении к толкованию ценностей жизни оперируют общими понятиями добра и зла, долга и совести, справедливости, счастья и др.


Содержание понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, юриста, учителя и т. д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика. Профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях подчас сложных, необычных.


Содержание понятия ЭТИКЕТ (от франц. etiquette - ярлык, этикетка) - установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - это порядок речевого поведения, установленный в данном обществе.


История вопроса Правила поведения людей изменялись с учетом условий жизни общества, конкретной социальной среды. Элементы этикетных норм поведения появились еще на ранних ступенях развития человеческого общества (например, определенные правила поведения рядового члена общества по отношению к вождю племени). Но большинство исследователей считают, что этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции: разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.


История вопроса Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам этики. «Отец» античной этики – Сократ. «Только моральный человек может быть счастлив» (абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры, различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности). Платон - первая попытка систематизации этических идей, осуществленной на объективно- идеалистической основе. В рамках педагогической этики исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении. ;


История вопроса Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил Аристотель. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. До н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. Этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан..


История вопроса Аристотель считал воспитание делом государственной важности Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном соотношении эгоистических потребностей, ориентации индивида на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства. Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.


История вопроса но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессионально - этическом уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.


История вопроса В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах М.Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать душевные склонности ребёнка, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Я.А.Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Дж.Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).


История вопроса Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Ж.Ж.Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. И.Г.Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Ф.В.Адольф Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)


История вопроса В русский язык слово «этикет» вошло в XVIII столетии при Петре I, когда устанавливались широкие культурные и политические связи России с другими государствами. В это время создавались особые руководства по этикету для молодых людей, в них подробно указывалось, как следует вести себя в обществе. В 1717 г. была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней давались советы молодым дворянам, как, соблюдая этикет, добиться успеха при дворе и в свете. Основы же современного служебного этикета фактически были заложены«Генеральным регламентом» Петра I, где были заимствованы наиболее апробированные зарубежные этикетные нормы.


История вопроса Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами- демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей. В советское время разработкой проблем профессиональной этики занимался Сухомлинский. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми.


Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т. д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.


Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось весьма высоко в обществе. Знание норм этикета, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствуют о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность,тактичность,доброжелательность выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.


Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: - теоретические исследования (теоретическая этика) - нормативные разработки (нормативная этика).


Теоретическая этика исследует: -происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия; -ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение); -характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом; -содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье); - разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии; -исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы (в контакте с психологией и социологией)


Нормативная этика исследует: -стихийно складывающиеся представления морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека; - уточняет, систематизирует, конкретизирует их, трансформируя в определенные рекомендации; -разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества; -занимается вопросом о том, как должен поступать человек.


В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «этика предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости». Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в. В дальнейшем Гегель положил начало историческому пониманию нравственности. Он ввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни, наполнил ее богатым социальным содержанием. Цицерон отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды». Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма


Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.


Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.


Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п..


Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в определенной профессиональной сфере. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.


Педагогическая этика как научная дисциплина ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя. Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.


Педагогическая этика как научная дисциплина Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Функции педагогической этики: эмпирико-описательная; теоретико-философская; нормативная.


Основные задачи педагогической этики: исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали, разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности, выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя, изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога, исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися, разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога. педагогическая этика как научная дисциплина


К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.


Категории педагогической этики Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками.


Категории педагогической этики Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.


Категории педагогической этики Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.


Категории педагогической этики Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого- педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.


СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АВТОРИТЕТА ЯВЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЕМ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА 1. Формальный - обусловлен набором властных полномочий, прав дающихся постом. (обеспечивает 65% влияния руководителя на подчиненных) 2. Психологический а) моральный (зависит от нравственных качеств руководителя) - нравственный; - коммуникативный. б) функциональный - компетентность руководителя - его деловые качества - его отношение к своей профессиональной деятельности


Благодарю за внимание! Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: [Текст] учеб пособ. Изд-во «Новое знание» с. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. [Текст] Барнаул: изд-во АлтГТУ, с

Кафедра Теории и истории государства и права
Профессиональная этика
юриста
Программа подготовки бакалавров по направлению
«Юриспруденция»
Зарецкий Андрей Михайлович
преподаватель кафедры Теории и истории государства и
права
тел.: +7 (495) 663-93-88, доб. 2313

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.Профессиональная этика юриста: нравственные основы
Тема 2. Основы общей этики. История развития этики
Тема 3. Деформация правового профессионального сознания
Тема 4. Профессиональная этика нотариуса
Тема 5. Профессиональная этика адвоката
Тема 6. Профессиональная этика судьи
Тема 7. Нравственные основы осуществления правосудия
Тема 8. Профессиональная этика представителей
профессий. Профессиональная этика в сфере бизнеса
иных
2

ТЕМА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА: НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

3

Учебные вопросы


1.2. Основные категории этики: справедливость,
нравственный долг, честь, достоинство.
4

5

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Мораль - это система принципов, норм,
определяющих
характер
между
людьми
в
соответствии с принятыми в данном обществе
понятиями о добре и зле, справедливом и
несправедливом, достойном и недостойном
Моральные принципы - одна из форм
выражения нравственных требований, в наиболее
общем
виде
раскрывающая
содержание
нравственности, существующей в том или ином
обществе. В этом отношении они служат
критериями нравственности
6

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Нравственность – практическая
воплощенность моральных идеалов, целей и
установок в различных формах социальной
жизнедеятельности, в культуре поведения людей
и отношениях между ними
СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОСТИ
Нравственное сознание
(общественное, индивидуальное)
Нравственная практика
Нравственные отношения
7

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

«Скорее верно
направленное
движение чувств, а
не разум служит
началом добродетели»
Аристотель
8

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Степень восприятия индивидом нравственного сознания и
культуры общества
Показатель воплощения требований нравственности в
поступках человека
Задача нравственной культуры личности:
Достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого
элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством
общественной морали
ДУХОВНОСТЬ
ЛЮБОВЬ
НРАВСТВЕННЫЕ
ИДЕАЛЫ
УВЕЛИЧЕНИЕ В
ЖИЗНИ ДОБРА
9

1.1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:
КУЛЬТУРА ЭТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
КУЛЬТУРА ЧУВСТВ
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
ЭТИКЕТ
1

.

1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

Категории этики - это основные, наиболее общие
понятия, выражающие различные стороны
нравственных взаимоотношений между людьми
Применимы не
только в этике, но и
в других науках
Широкий
диапазон охвата
Могут быть
категориями
экономическими,
политическими,
юридическими
Опираются на
самосознание, силу
общественного
мнения
1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

НРАВСТВЕННЫЙ
ДОЛГ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
ОСНОВНЫЕ
КАТЕГОРИИ
ЭТИКИ
ДОСТОИНСТВО
ЧЕСТЬ
1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО
Справедливостьи
ввввв
- понятие о должном
соответствии деяния и воздаяния; отсутствие должного соответствия
между этими сущностями оценивается как несправедливость
«Велико лишь то, что долговечно;
долговечно лишь то, что справедливо»
Джузеппе Феррари
«Когда справедливость исчезает, то не
остаётся ничего, что могло бы
придать ценность жизни людей»
Иммунуил Кант
«Справедливость есть высшая из
всех добродетелей»
Цицерон
1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

Долг - это принятие
личностью необходимости
подчиняться общественной
воле
Долг и совесть -
личностные
категории
морального сознания: с их
помощью общие социальнонравственные
требования
трансформируются
в
моральные
проблемы
конкретного индивида
Нравственный долг - это
превращение
требований
общественной морали в личный
императив конкретного лица и
добровольное его выполнение
1

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО

Честь - понятие
морального сознания и
категория этики, тесно
связанная и во многом
сходная
с
категорией
достоинства
1

Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны

1.2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЧЕСТЬ,
ДОСТОИНСТВО
Достоинство категория этики,
означающая особое
моральное отношение
человека к самому себе
и отношение к нему со
стороны общества,
окружающих,
основанное на
признании ценности
человека как личности
1

1.3. Профессиональная этика юриста

1

1.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения
определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный
характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с
профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая
специфику проявлений морали в различных видах деятельности
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Компетентность
Ответственность за результат
деятельности
Взаимоуважение
Честность
1

1.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Профессиональная
этика действует в
трудовой
деятельности и в
обыденных
представлениях
людей
Мораль в сфере
труда может
иметь
специальный
характер
(мораль врача,
юриста)
К работникам
некоторых
профессий
предъявляются
повышенные
требования
(медицина,
транспорт)
Нравственные
качества –
условия
профессиональ
ной
пригодности
Нарушение
трудовой этики
влечёт
нарушение
общих
моральных
установок,
2

1.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

Юридическая этика научная дисциплина,
предмет которой составляет
проявление морали в
правосудии и
правоохранительной
деятельности.
Юридическая этика
- это вид профессиональной этики, представляющий собой
совокупность правил поведения работников юридической
профессии, обеспечиваю-щих нравственный характер их
трудовой деятельности и вне-служебного поведения
2

Тема 2. Основы общей этики История развития этики

2

Учебные вопросы


2.2. Закон и право - сходства и различия данных категорий
изменения
этики как науки
2

2.1. Понятие и сущность этики

2

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ

Этика - учение о
морали и нравственности
В современном понимании
этика - философская наука,
изучающая мораль как одну
из
важнейших
сторон
жизнедеятельности
Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до
н.э.) для обозначения практической философии, которая должна
дать ответ на вопрос, что мы должны делать чтобы совершать
правильные, нравственные поступки
2

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ
2

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ
На разных уровнях развития этических знании решаются
разные задачи:
на описательном уровне
на описательном уровне описывать мораль: нравы,
описывать мораль: нравы, обычаи в обществе
обычаи в обществе
на нормативно
-критическом
предписывать,
на нормативнопредписывать, ориентировать, как быть
нравственным, как
какие
нормы
ориентировать,
быть
критическом
следует соблюдать
нравственным, какие
на теоретическом уровне
нормы следует соблюдать
объяснять
мораль, ее происхождение
и тенденции
развития
мораль,
ее,
на теоретическом
уровне объяснять
необходимость и специфику
происхождение и
на нормативно-педагогическом
тенденции развития,
учить морали т.е. способствовать нравственному
совершенствованию
необходимость
и специфику людеи
на нормативнопедагогическом
учить морали, т.е.
способствовать
нравственному
совершенствованию людеи
2

2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ

ВИДЫ ЭТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ЭТИКА
БЫТОВАЯ ЭТИКА
ОТНОШЕНИЕ К
ПРИРОДЕ
РЕЛИГИОЗНАЯ
ЭТИКА
2

2.2. Закон и право - сходства и различия данных категорий

2.2. Закон и право сходства и различия
данных категорий
2

2.2. Закон и право – сходство и различия данных
категорий
«Право» и «закон» - это
взаимосвязанные, но различные
понятия.
В целом «право» шире, чем «закон»
Основные отличия:
закон - не единственный вид
нормативных актов, к числу
которых относятся и указы, и
постановления, и инструкции, и
корпоративные акты;
помимо нормативных актов,
нормы права могут содержаться в
судебных решениях (прецедентах),
обычаях, договорах.
3

2.3. Основные исторические этапы становления и изменения этики как науки

3


Этапы становления этики
ПРЕДЭТИКА
В самых ранних культурных периодах (например, в
первобытном обществе) люди еще не выделяли моральноэтические ценности в разряд вопросов.
Обычай, в рамках которого протекала жизнь человека,
воспринимался как единственно верный и возможный.
Этика ярче всего соотносится с понятием обычая,
укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом,
которые отражают принадлежность человека к единой для
всех членов племени ценностной системе.
3

АНТИЧНАЯ ЭТИКА

2.3. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
ИЗМЕНЕНИЯ ЭТИКИ КАК НАУКИ
л
АНТИЧНАЯ ЭТИКА
ООООООООООО (VI-V в. до
н. э.) –
натурфилософия
милетской школы,
пифагорейская
школа, элеаты,
Гераклит,
анатомисты
(Демокрит)
ОООООООООООО ООООООООО –
учения Сократа,
Платона и
Аристотеля (V- IV
в. до. н.э.)
ООООООООООООООО ООООООООО
(конец IV – VI вв.
до н. э.) – учения
стоиков,
эпикурейцев,
скептиков,
Неоплатонизм
ОООООООООООООООО
Проблемы
космоса,
природы,
логики,
человека и
общества
Человек, его
судьба,
познание
добра и зла.
Проблемы
бытия и
познания,
человека.
Построение
3

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА

2.3. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
ИЗМЕНЕНИЯ ЭТИКИ КАК НАУКИ
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА
Средневековье
знаменует этап
размышлений о
сущности этики и
моральнонравственных
ориентирах.
В средневековой
Европе на основе
христианской религии
создается новая
иерархия ценностей.
В качестве
этического приоритета
выдвигаются
представления о добре
и зле как соотношении
божественного и
дьявольского начал.
3

ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

2.3. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И
ИЗМЕНЕНИЯ ЭТИКИ КАК НАУКИ
ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
В Новое время, в эпоху «неуверенности в
сущем,
когда
каждый
должен
сам
заботиться
о
своей
нравственности»
этические
идеалы
вновь
получают
гуманитарную направленность.
Сфера нравственно-этических проблем
стала все более соотноситься с процессами,
происходящими в общественной жизни
людей, приобретая социально - правовой
характер.
На переднем плане этической деятельности
находится
свобода
человека,
которая
рассматривается как синоним разума, просвещения
и добродетели. Каждый человек имеет право на
счастье, но для этого надо уравнять материальные
источники благополучия людей в обществе.
Личные интересы должны быть связаны с
решением общественных проблем.
3

СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА

2.3. ОООООООО ОООООООООООО ООООО ООООООООООО О ООООООООО ООООО ООО ООООО
СОВРЕМЕННАЯ ЭТИКА
Развитие этики в ХIХ – ХХ вв.
Проблема самостоятельности выбора и его этического
измерения становится одной из ведущих в XIX-XX веках.
Внимание учёных, писателей сосредоточилось на
критическом анализе человека и общества.
Во второй половине ХХ столетия появляется идея отказа от
попытки
определить
основные
моральные
категории,
поскольку описать их в рамках существующей научной
традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей
задачей ставящая попытку анализа языка морали.
В конце ХХ века широкое распространение получает
прикладная этика, возникает профессиональная этика.
3

Тема 3. ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

3

Учебные вопросы


3.2. Проявления деформации правового сознания у различных
юридических профессий
3

3

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

Профессиональная
деформация - это
проявления в личности
под влиянием
некоторых
особенностей
профессиональной
деятельности, таких
психологических
изменений, которые
начинают негативно
влиять на
осуществление этой
деятельности и на
психологическую
структуру самой
личности.
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

Профессиональные
заболевания
ИНДИВИД
Профессиональные
деформации
СУБЪЕКТ
ЛИЧНОСТЬ
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ОООООООООО ООООООООООООО - это его искажение, «разрушение» позитивных идей,
установок права как у профессиональных юристов, так и на уровне
общественного сознания.
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПОДВЕРГАЮЩЕЕСЯ
ДЕФОРМАЦИИ
ПО ГЛУБИНЕ
ОТРАЖЕНИЯ
ПРАВОВОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТ
И
БЫТОВОЕ
(ЭМПИРИЧЕСКОЕ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ДОКТРИНАЛЬНОЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
ПО СУБЪЕКТАМ
ГРУППОВОЕ
МАССОВОЕ
4

ВИДЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ
ОООО ОООООООООО ООООООООО ОООООООО
Правовой нигилизм - это негативное
отношение к праву, отрицание его социальной
ценности, осознанный выбор неправомерного
поведения
Правовой фетишизм - это преувеличение,
абсолютизация роли и значения правового
регулирования в жизни общества
Правовой инфантилизм - это недооценка
роли права, плохое знание права.
правосознания – крайняя
степень
искажения
правосознания,
включающая преступный умысел, это антипод
законности.
«Перерождение»
Правовой дилетантизм – вольное обращение
с законами либо с оценками юридической
ситуации не в силу корыстных целей, а от
неизбежности отношения к юридическим
ценностям.
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ПРИЗНАКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Неадекватный профессиональный стереотип правонарушителя,
осужденного, т. е. схематизированный образ
Обеднение лексикона в целом, заимствование жаргона
преступного мира
Перенос стиля профессионального общения с
правонарушителями, осужденными в ситуации общения с
другими людьми
Значительное сужение круга интересов, потребностей,
снижение их уровня, «огрубление» личности в целом
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОЙДЕФОРМАЦИИ
особенности коллектива сотрудников службы,
учреждения
личностные особенности преступного мира,
специфика их микросреды
личностные особенности сотрудников
правоохранительных органов
специфика содержания и условий выполнения
служебной деятельности
4

3.1. ООООООО ОООООООООО ООООООООО ОООООООО О ООО ОООО
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ДЕФОРМАЦИИ
СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
деформация морального сознания
(индивидуального и группового)
деформация служебных отношений
деформация всей профессиональной
деятельности
4

3.1. ПОНЯТИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ВИДЫ

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ
СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
сотрудником движет неверно понятое чувство долга
и интересов службы
совершая правонарушение по службе, сотрудник
чаще всего руководствуется общественной целью –
изобличить и наказать преступника
сотрудником движет стремление максимально
использовать свои властные полномочия, власть
над людьми
мировоззренческие и нравственные убеждения
сотрудника становятся для него определяющим
фактором, а требования профессии и должности –
второстепенными
4

3.2. Проявления деформации правового сознания у различных юридических профессий

4

Деформация
профессионального
правосознания юристов в
настоящее время
проявляется в различных
формах
Выделяется «синдром
собственной непогрешимости»
при решении
профессиональных вопросов.
Психическая составляющая
данного проявления
профессиональной деформации
заключается в повышенной
самооценке, уверенности в
безошибочности своих мнений
и др.
5

3.2. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИЙ

Деформация
профессионального
правосознания таких
категорий юристов как
судей - это феномен
«обвинительного
уклона» («презумпция
виновности»),
заключающийся во
взгляде на
подсудимого, чья вина
еще не доказана судом,
как на человека,
безусловно
совершившего данное
преступление
5

Тема 4. Профессиональная этика нотариуса

5

Учебные вопросы


4.2.Источники, содержащие профессиональные этические
нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса
5

5

4.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нотариат
представляет
собой
систему
государственных органов и
должностных
лиц,
на
которых возложено:
удостоверение
бесспорных прав и фактов;
свидетельствование
документов, выписок из
них;
придание документам
исполнительной силы;
выполнение других
нотариальных действий в
целях
обеспечения
в
соответствии
с
Конституцией РФ, защиты
прав и законных интересов
граждан
и
юридических
лиц
5

Нотариат защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц Способом такой защиты является совершение нотариусами

4.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нотариат защищает
права и законные
интересы граждан и
юридических лиц
Способом такой
защиты является
совершение нотариусами
предусмотренных
законом нотариальных
действий от имени
государства
5

4.2.Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса

5

4.2. ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ НОТАРИУСА

4.2. ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАЩИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И
ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ
НОТАРИУСА
В основе современных
принципов нотариальной этики
лежит вступивший в силу в 1995г.
Европейский кодекс нотариальной
этики (Code Europeen de
Dеontologie Notariale), призванный
связать воедино правила
нотариальной этики с
потребностями гражданского
оборота в условиях становления
единой Европы в рамках
Евросоюза.
Он был принят 3 – 4 февраля
1995 г. Ассамблеей нотариусов в
Неаполе (с изменениями от 20 – 21
октября 1995 г. в Граце 17-18
марта 2000 года в Брюсселе и 9
ноября 2002 года в Мюнхене)
5

4.2. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса

4.2. ООООООООО, ОООООООООО ОООООООООООООООО ООООООООО ООООО О ОООООООО, ОООООООООООО ООООООООО ООООООООО
В 2001 г. Постановлением
собрания представителей
нотариальных палат
субъектов РФ от 18 апреля
2001 г. № 10 «О
Профессиональном кодексе
нотариусов Российской
Федерации» был принят
соответствующий Кодекс,
разработанный Федеральной
нотариальной палатой на
основе материалов и
практики нотариальных
палат.
Данный Кодекс является
документом прямого действия
и
распространяет
свое
действие на всех нотариусов
небюджетного нотариата.
5

4.3. Правила профессионального поведения нотариуса

6

4.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОТАРИУСА

ОООООООООООООООО ОООООО ОООООООООО ОООООООООО ООООООООО о
п
р
е
д
е
л
я
е
тиф
о
р
м
у
л
и
р
у
е
т
:
профессиональные
и
морально О О О О О О О О О
О О О О О О О О О
О О О О О О О О О О О О
деятельности
и
личного
поведения
ООООООООО;
ОООООООООООООО ООООООООО ОООООООООО ОООООООООООООООО ОООООООООО О ООООО;
ОООО ООООООООООООООО ООООООООО;
п
о
р
я
д
о
кп
р
и
м
е
н
е
н
и
яис
н
я
т
и
яв
з
ы
с
к
а
н
и
й
;
меры поощрения нотариусов
6

4.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОТАРИУСА

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ НОТАРИУСОВ
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ
ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ
ПРИНЦИП
БЕСПРИСТРАСТНОСТИ
ПРИНЦИП ПОМОЩИ
6

4.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОТАРИУСА

ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НОТАРИУСА
нотариус не должен допускать в общении с лицами,
обратившимися
по
поводу
совершения
нотариальных действий, неуважения, грубости,
несдержанности,
низкой
профессиональной
и
личной культуры в речи, одежде, поведении;
антигуманного отношения к людям, невнимания к
их интересам и личностям
нотариус должен проявлять терпение, вежливость
и тактичность в отношении к тем, с кем он
взаимодействует в рамках профессионального и
личного
круга
общения, в
любой
ситуации
стремиться
сохранять
выдержку
и
личное
достоинство
6

4. 3. Правила профессионального
п
о
в
е
д
е
н
и
ян
о
т
а
р
и
у
с
а
с коллегами по профессии и нотариальным
сообществом нотариус должен строить свои
отношения
на
принципах
взаимоуважения,
взаимовыручки и взаимопонимания, доверия и
благожелательного сотрудничества;
проявлять корректность выдержку;
поддерживать
благоприятный
нравственнопсихологический климат в нотариальной конторе и
нотариальном сообществе в целом
нотариус должен на работе избегать проявления
вредных привычек и особенностей поведения,
которые
могут
оскорблять
человеческое
достоинство
и
негативно
восприниматься
окружающими
6

Тема 5. Профессиональная этика адвоката

6

Учебные вопросы


5.2. Источники, содержащие профессиональные этические
нормы и принципы, определяющие поведение адвоката
6

6

5.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА

Адвокатура саморегулирующаяся и
независимая организация,
профессиональный союз
правозащитников.
Особые права
адвокатуры, естественно,
подразумевают и особые
обязанности
Адвокатская этика определяется как составная часть науки
об адвокатуре, ее относительно обособленный институт, а также
часть общей юридической этики, представляющая собой систему
научно обоснованных представлений о морально-нравственных
аспектах адвокатской деятельности и их оценок
6

5.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА

Предметом
адвокатской этики
становится поведение
представителя этой
профессии, члена
соответствующей
корпорации,
преимущественно в
обстоятельствах, где он
действует именно как
профессионал: либо
представляет свою
профессию, либо
воспринимается
окружающими именно
как представитель
корпорации адвокатов
6

5.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА

СОДЕРЖАНИЕ АДВОКАТСКОЙ ЭТИКИ
1) моральные принципы, которых должны
придерживаться адвокаты в ходе
осуществления адвокатской деятельности
2) нормы морали и нравственности,
выражающиеся в определенных правилах,
складывающихся и действующих в различных
сферах профессиональной деятельности
адвокатов и наполняющих принципы
адвокатской этики содержанием,
конкретизирующих их
7

5.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АДВОКАТА

3) методы воплощения в жизнь адвокатским
сообществом нравственных требований,
разрабатываемых адвокатской этикой, способы
обеспечения выполнения адвокатами этических
правил
4) оценка полноты отражения в
законодательстве об адвокатской деятельности и
адвокатуре требований морали, мнения
относительно степени соблюдения требований
адвокатской этики в деятельности органов
адвокатского сообщества, адвокатских
образований и отдельных адвокатов,
представления общества об институте
адвокатуры в целом, о целесообразности,
справедливости в его деятельности; степень
доверия граждан к адвокатам и уважения их
профессии
7

7

5.2. Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение адвоката

5.2. ООООООООО, ОООООООООО ОООООООООООООООО ООООООООО ООООО О ОООООООО, ОООООООООООО ООООООООО ОООООООО
В 1995 г. Международная
ассоциация юристов (МАЮ), которая
объединяет профессионалов из 170
стран,
приняла
Генеральные
принципы этики адвокатов.
Целью этого документа является
установление
общепринятого
профессионального стандарта.
С 1977 г. все адвокаты стран
Европейского сообщества должны
выполнять
требования
Общего
кодекса правил для адвокатов.
Первый в истории российской адвокатуры Кодекс
профессиональной этики был принят 31 января 2003 г. I
Всероссийским съездом адвокатов в целях поддержания
профессиональной чести, развития традиций российской
(присяжной)
адвокатуры
и
с
осознанием
нравственной
ответственности перед обществом.
7

5.3. Правила профессионального поведения адвоката

7

5.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДВОКАТА

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТ:
1)честно,
разумно,
добросовестно,
квалифицированно, принципиально и своевременно
исполняет свои обязанности, активно защищает
права, свободы и интересы доверителей всеми не
запрещенными
законодательством
средствами,
руководствуясь
Конституцией
РФ,
законом
и
настоящим Кодексом
2) уважает права, честь и достоинство лиц,
обратившихся к нему за оказанием юридической
помощи, доверителей, коллег и других лиц,
придерживается манеры поведения и стиля одежды,
соответствующих деловому общению
7

5.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДВОКАТА

Адвокат не вправе давать
лицу,
обратившемуся
за
оказанием
юридической
помощи,
или
доверителю
обещания
положительного
результата
выполнения
поручения.
Адвокат не должен ставить
себя в долговую зависимость от
доверителя.
Адвокат не должен допускать
фамильярных
отношений
с
доверителем.
7

Тема 6. Профессиональная этика судьи

7

Учебные вопросы


6.2. Источники, содержащие профессиональные этические
нормы и принципы, определяющие поведение судьи
6.3. Правила профессионального поведения судьи
7

7

6.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ

6.1. П
Р
О
Ф
Е
С
С
И
О
Н
А
Л
Ь
Н
А
ЯЭ
Т
И
К
АС
У
Д
Ь
И
Деятельность судьи носит
государственный
характер, так как они
являются должностными
лицами, представителями
власти, осуществляют
властные полномочия.
Они наделяются этими
полномочиями для защиты
интересов общества,
государства и его граждан
от различных
посягательств и в своем
служебном общении с
другими людьми
представляют
государственную власть.
8

6.1. П
Р
О
Ф
Е
С
С
И
О
Н
А
Л
Ь
Н
А
ЯЭ
Т
И
К
АС
У
Д
Ь
И
Действия и решения суда,
затрагивают коренные права и
интересы граждан.
Поэтому она должна
соответствовать принципам и
нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее
представителей.
Выполнение государственных
обязанностей
требует
от
представителей
власти
повышенного чувства долга.
Люди, решающие судьбы
других,
должны
обладать
развитым
чувством
ответственности
за
свои
решения, действия и поступки.
8

6.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ

Судебная этика совокупность правил поведения
судей и других
профессиональных участников
уголовного, гражданского и
арбитражного
судопроизводства,
обеспечивающих нравственный
характер их профессиональной
деятельности и вне-служебного
поведения, а также научная
дисциплина, изучаю-щая
специфику проявления
требований морали в этой
области.
8

6.1. Профессиональная этика судьи

6.1. ОООООООООООООООО ООООО ООООО
ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СУДЬЕ:
1. Судья обязан неукоснительно соблюдать
Конституцию Российской Федерации, федеральные
конституционные законы и федеральные законы.
Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ,
мировой судья обязаны также соблюдать
конституцию (устав) субъекта РФ
и законы субъекта РФ
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также
во внеслужебных отношениях должен избегать всего,
что могло бы умалить авторитет судебной власти,
достоинство судьи или вызвать сомнение в его
объективности, справедливости и беспристрастности
8

8

6.2. ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ СУДЬИ

Первый Кодекс чести судьи
Российской
Федерации,
одобренный
II
Всероссийским
съездом
судей
и
принятый
Советом судей России 21 октября
1993 года
Кодекс сформулировал основные
правила поведения судьи, как на
службе, так вне ее, обязательные
для каждого судьи Российской
Федерации в независимости от
занимаемой должности, а также
судей находящихся в отставке, но
сохраняющих
звание
судьи
и
принадлежности
к
судейскому
сообществу
8

6.2. ИСТОЧНИКИ, СОДЕРЖАЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ СУДЬИ

2 декабря 2004 года VI Всероссийский
съезд
судей
РФ
утвердил
Кодекс
судейской этики (Кодекс чести судьи от
21 октября 1993 г утратил силу).
Кодекс судейской этики
ведомственный документ, выражающий
волю судейского сообщества России и
являющийся сводом правил, принятых
судейским сообществом, призван играть
роль
регулятора
нравственного
поведения судей.
Кодекс чести судьи Российской Федерации исходит из
признания высокого авторитета нравственных норм, их
обязательности наряду с правовыми нормами.
8

6.3. Правила профессионального поведения судьи

8

6.3. ПРАВИЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУДЬИ

Принимая присягу, российский
судья
торжественно
клянется
честно и добросовестно исполнять
свои
обязанности,
осу-ществляя
правосудие, быть беспристрастным
и справедливым, как велят ему долг
судьи и его совесть.
Судья должен быть честен
Судья должен обладать развитым
чувством совести
Судья должен быть гуманен
Непременное
нравственное качество судьи
- повышенное чувство долга
в его нравственном аспекте.
Социальный
нравственный долг судьи справедливое правосудие.
8

Тема 7. Нравственные основы осуществления правосудия

8

Учебные вопросы


7.2.Нравственное содержание гражданско – процессуального
законодательства
7.3.Нравственное содержание уголовно – процессуального
законодательства
7.4. Законность и справедливость как моральные ценности в
судейской этике
9

9

7.1. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ПРАВОСУДИЯ

Законность
- принцип права и морали,
предписывающий
неуклонное соблюдение и
правильное
применение
законов
Правосудие (юстиция)
- вид правоохранительной и
правоприменительной
государственной
деятельности, в результате
которой
реализуется
(проявляется)
судебная
власть
9

7.1. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ПРАВОСУДИЯ

Закрепление в ст. 10 Конституции Российской
Федерации принципа разделения властей и
самостоятельности судебной власти наряду с
властями законодательной и исполнительной
создает нормативную и идейную базу для
формулирования нравственных требований к
представителям судебной власти
Судебная власть, действующая в сфере социальных
и межличностных конфликтов, образующая
необходимый компонент в системе «сдержек» и
«противовесов», должна отвечать высоким
нравственным стандартам, оправдывать ожидания
общества
9

7.2.Нравственное содержание гражданско – процессуального законодательства

9

7.2.НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКО – ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ВКЛЮЧАЕТ И ЕГО НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ
НАЧАЛА:
нравственно-правовые принципы, исходя уже из
наименования,
призваны
обеспечить
взаимосвязь
взаимопроникновение права и нравственности;
существенные изменения
основных
институтах:
пространства, отсутствие
ценностей, все большее
общества, и т. д.;
нравственно-правовые принципы являют собой тот фон,
среду, которые предопределяют появление, осуществление и
изменение норм гражданского права
их
и
в российском государстве и его
распад
единого
духовного
единой системы нравственных
падение нравственного уровня
9

7.3.Нравственное содержание уголовно – процессуального законодательства

9

Принципы уголовного права выражают основополагающие идеи, в
соответствии с которыми создается и функционирует эта отрасль
права.
К числу принципов уголовного права России относятся принципы
гуманизма и справедливости, отражающие коренные требования
этики.
Действующий Уголовно – процессуальный кодекс РФ термин
«справедливость»
употребляет
применительно
к
наказанию,
назначенному судом.
9

7.3. НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одной из задач уголовного судопроизводства является
обеспечение пра-вильного применения закона «с тем, чтобы
каждый
совершив-ший
преступление
был
подвергнут
справедливому наказанию» (ст. 2 УПК РФ)
Согласно ст. 347 УПК РФ одним из оснований к отмене или
изменению приговора является несправедливость наказания:
«Не соответствующим тяжести преступления и личности
осужден-ного признается наказание, когда оно хотя и не
выходит за пре-делы, предусмотренные соответствующим
уголовным законом, но по своему размеру является явно
несправедливым как вслед-ствие мягкости, так и вследствие
суровости».
9

7.4. Законность и справедливость как моральные ценности в судейской этике

9

7.4. ЗАКОННОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СУДЕЙСКОЙ ЭТИКИ

Важнейшее требование к
деятельности
судебной
власти - справедливость
Справедливый суд - это
суд,
где
виновный
обоснованно подвергается
заслуженному наказанию, а
невиновный
обязательно
оправдывается
1

Тема 8. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий. Профессиональная этика в сфере бизнеса

1

Учебные вопросы

8.1. Этические и нравственные основы деятельности юриста
(юрисконсульта) фирмы
1

1

8.1. ЭТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (ЮРИСКОНСУЛЬТА) ФИРМЫ

Правила поведения – это нравственные
предписания,
устанавливающие
порядок
поступков человека, как в постоянных, так и в
изменяющихся условиях
Принципы делового общения – основные
нравственные
положения,
определяющие
характер профессиональной деятельности
1

8.1. ЭТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (ЮРИСКОНСУЛЬТА) ФИРМЫ

ОСОБЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
ВЫСТУПАЕТ ДЕЛОВАЯ ЭТИКА, ЭТИКА БИЗНЕСА
1) поддержание моральной репутации фирмы,
которое включает следование правилам
деловой этики, предусмотренным именно для
данной формы бизнеса
2) обеспечение этичности взаимоотношений
сотрудников фирмы, включая отношения
администрации с рядовыми сотрудниками, с
акционерами, с владельцами бизнеса
3) разрешение моральных и этических проблем
и конфликтов

Содержание: 1) Введение 2) Дата и орган создания. 3) Цель создания Кодекса. 4) Правила поведения адвокатов. 5) Анализ первого раздела Кодекса 6) Анализ второго раздела Кодекса 7) Заключение 8) Список использованной литературы

Введение В данной презентации мы узнаем когда и для чего был принят Кодекс профессиональной этики адвокатов. Узнаем обязанности адвокатов. Рассмотрим содержание разделов Кодекса Профессиональной этики адвокатов.

Кодекс профессиональной этики адвоката был принят 31 января 2003 г. Всероссийским съездом адвокатов - высшим органом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со подп. 2 ст. 36 Закона «Об адвокатской деятельности» . В настоящее время вышеназванный Кодекс действует в редакции от 5 апреля 2007 г.

Как указывается в преамбуле вышеназванного Кодекса, данный нормативный акт принимался на основе Закона «Об адвокатской деятельности» в целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской (присяжной) адвокатуры при одновременном осознании нравственной ответственности перед обществом, так как существование и деятельность адвокатского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботы адвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры. Обязанность адвоката соблюдать Кодекс предусмотрена подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона «Об адвокатской деятельности» . Принимая присягу в соответствии со ст. 13 Закона, каждый адвокат лично обязуется в своей деятельности руководствоваться Кодексом профессиональной этики адвоката.

Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила его поведения при осуществлении адвокатской деятельности на основе нравственных критериев и традиций адвокатуры. Никакое положение Кодекса не должно толковаться как предписывающее или допускающее совершение деяний, противоречащих требованиям законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии. Необходимость соблюдения правил адвокатской профессии вытекает из факта присвоения статуса адвоката. В тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или настоящим Кодексом, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.

Кодекс профессиональной этики адвоката состоит из двух разделов, объединяющих двадцать семь статей. Первый раздел содержит принципы и нормы профессионального поведения адвоката. Данный раздел состоит из 18 статей, представляющих собой свод тех правил, которые надлежит соблюдать адвокату.

Второй раздел указывает на процедурные основы дисциплинарного производства в случае привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. В этом разделе объединено 9 статей, регулирующих порядок привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.

Анализ статей первого раздела Кодекса позволяет выделить следующие аспекты деятельности адвоката с точки зрения норм этики и морали: - необходимость обязательного исполнения положений Кодекса (ст. 1, 2, 3 Кодекса); - указание на нравственные категории, неотъемлемые при реализации адвокатом своих полномочий. К таким категориям можно отнести честь и достоинство адвоката (ст. 4 Кодекса), соблюдение обычаев и традиций адвокатуры, общих принципов нравственности в обществе (ст. 4 Кодекса), понятие доверия и злоупотребления доверием (ст. 5 Кодекса), соблюдение профессиональной тайны (ст. 6 Кодекса); - указание на фактические принципы работы адвоката со своим доверителем (ст. 7, 8 Кодекса), а также на те действия, которые адвокат осуществлять не вправе и от которых он должен воздержаться (ст. 9, 15 Кодекса), необходимость уважения к суду, коллегам и сторонам по делу (ст. 12 Кодекса); - этическое регулирование деятельности адвоката в рамках его взаимодействия с лицом, в отношении которого ведется уголовное преследование (ст. 13 Кодекса); - назначение адвокату вознаграждения за оказанные услуги (ст. 16 Кодекса); - открытость сведений об адвокате (ст. 17 Кодекса); - понятие мер дисциплинарного воздействия и правил их применения в отношении адвоката, нарушившего положения Кодекса (ст. 18 Кодекса).

Анализ статей второго раздела позволяет выделить следующие положения: - поводы для возбуждения дисциплинарного производства (ст. 20 Кодекса); - возбуждение дисциплинарного производства (ст. 21 Кодекса); - порядок рассмотрения жалоб, представлений, сообщений о ненадлежащем поведении адвоката (ст. 19, 22, 23, 24, 25, 26 Кодекса). В заключительной статье Кодекса указывается на порядок вступления его в силу, а также порядок вступления в силу изменений и дополнений, принимаемых к рассмотренному выше Кодексу.

Заключение В данной презентации мы узнали когда и для чего был принят Кодекс профессиональной этики адвокатов. Узнали обязанности адвокатов. Рассмотрим содержание разделов Кодекса Профессиональной этики адвокатов.

Список использованной литературы: 1) Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» 2) «Кодекс профессиональной этики адвоката»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессиональная этика Волкова Лариса Александровна, учитель технологии МОУ «СОШ №21» города Магнитогорска

Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

Основные нормы и принципы профессиональной этики свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями; в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность; при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность; в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными; следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц; нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа; недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

Основные виды профессиональной этики Врачебная этика - ориентирована на здоровье человека, его сохранение и улучшение. Педагогическая этика - рассматривает педагога как носителя глубоких и всесторонних знаний, требовательного и великодушного человека. Этика ученого - предполагает социальную ответственность, гражданское мужество, добросовестность. Творческая этика - ожидает от людей творческих профессий - актеров, художников, писателей - проповедования высших ценностей. Инженерная этика - предполагает ответственность за изобретения - их безопасность, соблюдение авторских прав, неразглашение секретной информации. Судебная этика - базируется на принципах гуманизма, верности духу и букве закона. Деловая этика или предпринимательская этика - требует от бизнесмена осознания полезности труда, уважения законов, государственной власти, социального порядка, собственности, другой личности.

Журналист Журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен, Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений. При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Убедившись в том, что он опубликовал ложный или искаженный материал, журналист обязан исправить свою ошибку, используя те же полиграфические и (или) аудиовизуальные средства, которые были применены при публикации материала. При необходимости он должен принести извинения через свой орган печати. Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания.

Юрист Юрист должен уважительно относиться к клиенту. При оказании услуг юрист должен в первую очередь руководствоваться интересами клиента, при этом, однако, не ставя под угрозу иные свои профессиональные обязанности по отношению к применимому законодательству, правосудию или надлежащему оказанию услуг. Юрист должен приложить все разумные усилия, чтобы спор клиента был разрешен посредством внесудебного регулирования, не допуская при этом истечения сроков исковой давности и не лишая клиента возможности обращения в суд. Юристу не следует провоцировать начало судебного разбирательства, если существует возможность решить спор другими способами и если это отвечает интересам клиента.

Врач Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов больных людей, имеющих разную репутацию в обществе. Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. При отсутствии в лечебном учреждении необходимых условий и ресурсов врач обязан направить пациента в соответствующее медицинское учреждение. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательно, быть готовыми бескорыстно передавать свой опыт и знания. Врач любой специальности, оказавшийся рядом с больным вне лечебного учреждения или пострадавшим, находящимся в тяжелом состоянии, должен оказать ему помощь или быть уверенным в том, что он ее получает.