А. Гладкий        27.11.2023   

Ссср морские учения 1970 года часть вторая. Большой космический обман сша


http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/244/39.shtml
Официально принято считать, что советские инженеры впервые «получили доступ» к пилотируемой космической технике США во время работ по проекту «Союз-Аполлон». В связи с этим вспоминается один любопытный эпизод 30-летней давности, о котором неожиданно вспомнили лишь сегодня.
В начале 1970 г. во время морских испытаний у берегов Великобритании в тумане был потерян полноразмерный макет-имитатор командного модуля Apollo (бортовой номер BP-1227). Такие макеты применялись для тренировки экипажей спасательных судов по поиску и поднятию на борт космических кораблей после приводнения последних.
В июне–ноябре того же года ледокол Береговой охраны США «Южный ветер» (Southwind)* совершал летний круиз по Арктике, выполняя океанографические исследования в Баренцевом и Карском морях и пополняя запасы на американских арктических научно-исследовательских базах. После захода в Гренландию и Исландию ледокол встал на якорь в Советской гавани Мурманска. Как объяснили морякам, это было первое посещение советского порта американским военным кораблем после окончания Второй мировой войны.
Здесь 8 сентября 1970 г. удивленному экипажу в торжественной обстановке был передан... командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе»! Это был тот самый BP-1227, потерянный в начале года. Капсулу загрузили в носовую часть судна, и «Южный ветер» ушел дальше – в Тромсё и Осло (Норвегия) и Копенгаген (Дания); в Портсмуте (Великобритания) модуль сняли с корабля.
После завершения программы Apollo BP-1227 был возвращен NASA, где его передали в Национальный авиационно-космический музей. Отсюда он был взят в аренду на 100 лет и установлен как символическая «капсула времени»** перед зданием Детройтского национального банка в г.Гранд-Рапидс (шт. Мичиган). Вскрыть его предполагается в 2076 г., во время празднования 300-летия США

Известно, что по программе Apollo было построено несколько макетов – с №BP-1201 по -1233. Назначение и дальнейшая судьба большинства из них не известны. Помнится, для морских испытаний применялись BP-1204 в Рота (Испания), BP-1215 в Йокосуке (Япония), BP-1223 на Азорских о-вах. Что касается конкретно BP-1227, то обстоятельства его потери до сих пор не ясны. Американцы признают, что спецслужбы предпринимали особые меры по «обеспечению безопасности капсул» от постороннего взгляда. Тем не менее...
Как вспоминает А.В.Благов (в те годы – конструктор-проектант ВА кораблей ЛК и ТКС), «специалисты ЦКБМ ездили в Мурманск посмотреть на этот «подарок судьбы»... В общем, это был металлический, очень хорошо сделанный из толстого оцинкованного железа, без следов коррозии, габаритно-весовой макет командного модуля Apollo. Судя по всему, технология изготовления была рассчитана на небольшую серию. К сожалению, до нас дошел только комплект светового поискового маяка с оригинальной оптической схемой остекления фонаря. Все было предельно просто… Даже теплозащита никак не имитировалась... Мы себе такого [постройки специальной серии кораблей для морских испытаний] позволить не могли...»
Официально (да и неофициально тоже) история с «Аполлоном» в СССР до недавнего времени оставалась «за кадром». Хотя... Еще лет 10 назад автор этих строк очень внимательно листал толстенную венгерскую книгу «Urhajozasi Lexikon» (Энциклопедический словарь космических исследований), 1981, ISBN 963 05 2348 5, Zrinyi (издательство АН Венгрии и Венгерской народной армии), но не придал значения ч/б снимку неважного качества на с.33, как теперь выяснилось, с надписью «Подъем пустой капсулы для морских испытаний Apollo из моря [в Мурманске]». Жаль, что венгерский язык не похож ни на русский, ни на английский..»

Как известно, после полета к Луне капсулы «Аполлонов» с астронавтами на борту приводнялись в Тихом океане. Возвращаемые аппараты, чтобы они не сгорели при входе в атмосферу Земли, покрывают слоем термозащиты. Обычно их подбирали американские корабли, но однажды такую капсулу, совершенно пустую и без теплозащиты, нашли советские моряки в Бискайском заливе, в водах Атлантики. Было это в 1970 году (точная дата ни одним источником не сообщается, из чего можно сделать вывод, что она засекречена до сих пор).

Командный модуль «Аполлон » (архив НАСА)

Но уже 8 сентября 1970 г. в Советской гавани Мурманска экипажу ледокола США «Southwind»в торжественной обстановке был передан этот самый командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе». При этом в секретном порту Мурманска «случайно» оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами, сделавшие исторические снимки. Капсулу погрузили на судно, и «Southwind»ушел восвояси.

По свидетельству наших специалистов, допущенных к осмотру капсулы, «это был металлический макет, очень хорошо сделанный из толстого оцинкованного железа, без следов коррозии. Внутри все было предельно просто. Сохранился комплект светового поискового маяка, даже теплозащита никак не имитировалась». Таким образом, советские моряки нашли пустой макет капсулы, в некотором роде большое пустое оцинкованное «космическое ведро». Сами американцы называют его «котельным железом» (boilerplateили сокращенно BP).

Неординарное событие почему-то почти 40 лет оставалось практически неизвестным. Первыми нарушили обет молчания венгры, рассказав о нем в малотиражной книге на родном языке, но лишь в последнее время, благодаря их же усилиям, история стала приобретать известность.

Инженеры за работой над капсулой (архив НАСА)

Из этой истории следует, что главный секрет здесь - дата потери капсулы и дата ее находки. Историк космических исследований М.Вейд в статье «SovietsRecoveredanApolloСapsule!» пишет: «В начале 1970 года военные корабли, базирующиеся в Англии, тренировались в спасении макета капсулы «Apollo»(BP-1227) на случай аварийного возвращения (космического корабля) на Землю. Капсула пропала в море. Обстоятельства потери капсулы до сих пор неясны. Неясно, было ли советское рыболовное судно, крутившееся неподалеку, на самом деле траулером-шпионом и была ли капсула похищена в рамках соответствующей разведывательной операции». Обратите внимание, что здесь тоже не указаны даты, хотя автор легко мог бы попытаться выяснить их в НАСА и, по крайней мере, написать, что ему их не сказали.

Попытаемся определить даты самостоятельно. В любом другом месяце, кроме того апреля, американские корабли вполне могли разыскать безоружный «траулер» и заставить его отдать капсулу. Так, всего за 10 месяцев до этого, в день старта «Аполлона-11», 15 американских надводных кораблей и несколько подводных лодок угрожали применением силы советским «траулерам-разведчикам». Но, к несчастью для американцев, именно в апреле 1970 года (ни до, ни после такого не было) в Атлантику вышли несколько десятков советских военных кораблей. Они участвовали в единственных за всю историю СССР глобальных учениях «Океан» и, по случаю, могли обеспечить безопасную транспортировку неожиданной находки.

Спасение экипажа «Аполлон-10 » после приводнения (архив НАСА)

Исходя из всего сказанного, можно предположить, что и пропажа, и находка макета капсулы произошли именно в суровую ночь с 11 на 12 апреля 1970 года, когда Бискай сильно штормило, и шел снег. Для сведения: «Аполлон-13» стартовал с мыса Канаверал вечером 11 апреля в 19 часов по Гринвичу. Таким образом, и уникальную находку, и уникальный космический старт разделяют считаные часы. О чем это может говорить?

Что никакая это была не тренировка: в ночь с 11 на 12 апреля 1970 года корабли США ожидали в Бискайском заливе именно капсулу от «Аполлона-13». Того самого знаменитого «Аполлона-13», который, как и два предыдущих корабля серии «Аполлон», должен был высадить людей на лунную поверхность, однако из-за серьезнейшей аварии (на корабле произошел взрыв кислородного баллона и выход из строя двух из трех батарей топливных элементов) эту миссию не выполнил. Тем не менее, корабль, попав в такую критическую ситуацию, все же умудрился облететь Луну на расстоянии 250 км и благополучно вернуться на Землю (по официальной версии, приводнение спускаемой капсулы состоялось вечером 17 апреля) - благодаря мастерству, мужеству и находчивости астронавтов. Так оно было, по утверждениям НАСА. А на деле получается, что именно «бискайская» капсула-макет, совершенно пустая и без астронавтов, а не предъявленная всему миру «тихоокеанская» капсула, отправилась в полет вечером (по Гринвичу) 11 апреля 1970 года на «лунной» ракете с космодрома на мысе Канаверал. Только летела она не на Луну, а в Бискайский залив - подальше от советских судов радиоэлектронного наблюдения, которые тогда постоянно дежурили около США.

Согласно НАСА, «лунные» «Аполлоны» после старта выходили на промежуточную околоземную орбиту, с которой, после двух витков, стартовали к Луне. Но факт «всплывшего» в Атлантике спускаемого аппарата позволяет сделать вывод: ни на какую орбиту «Аполлоны» не выходили, и их путь заканчивался на Земле. «Аполлоны» стартовали с космодрома почти в восточном направлении. Это видели десятки тысяч зрителей. Но никто из них не видел, куда они летели дальше. И если отклонить траекторию ракеты на несколько десятков градусов влево от официально объявленного курса, то полет мог закончиться именно в Бискайском заливе.

Странная судьба ракеты «Сатурн-5» позволяет предположить, что американцы так и не смогли добиться ее грузоподъемности в 120-130 тонн, необходимой для полетов на Луну. И они пошли на мистификацию лунной ракеты. Для этого использовалась ракета «Сатурн-1Б», способная в своем штатном исполнении вывести на околоземную орбиту полезную нагрузку всего 15т.

На старты «полетов на Луну» ставился «Сатурн-1Б», прикрытый корпусом от «Сатурна-5». Такой корпус «тянул» на десятки тонн, и поэтому «лунная» ракета не могла даже выйти на околоземную орбиту. Она была беспилотной, и главной ее задачей было улететь от космодрома подальше. При таких обстоятельствах каждый лишний, технически не обоснованный килограмм был для нее обузой.

Капсула «Аполлон-8 » (архив НАСА)

Поэтому-то на верхушке поддельных «лунных» ракет стояли предельно облегченные пустые макеты «Аполлонов». Простые оценки показывают, что при толщине стенки порядка 5 мм пустая внутри «бискайская» капсула весила бы не более тонны, то есть в 6 раз меньше, чем полноценная капсула. Естественно, что такому пустому «тазику» не нужна термозащита. Защищать в нем просто некого. И именно отсутствие термозащиты у «бискайской» капсулы в первую очередь отметили наши специалисты.

Спектакль лунного старта мог проходить примерно следующим образом. Перед стартом лифт поднимал «астронавтов» на вершину пускового комплекса, где они, на глазах у допущенных корреспондентов, шествовали по мостику к «кораблю» и забирались в макет якобы для путешествия на Луну. Все происходило на высоте 140 м, и никто, кроме этих корреспондентов и небольшого числа служащих, эту сцену не видел.

Спасательная операция (архив НАСА)

Похоже на то, что «астронавты» на старте забирались в одни капсулы, а выходили после приводнения в Тихом океане из других. Садились они в макеты с грубыми прямоугольными дверцами без иллюминаторов, что можно видеть на фотографиях, а выходили на публику после возвращения «с Луны» из полноценных капсул с круглыми дверцами и иллюминатором, которые никуда не летали по причине своей тяжести. Этот разнобой - недоработка мистификаторов. Все предусмотреть невозможно, особенно при такой масштабной «картонной дурилке».

Глава 4. 1970 год: находка в Атлантике.

Достигла ли операция “Crossroad” желаемого результата? Похоже, что нет. Если бы это было не так, то не произошла бы та удивительная история, о которой рассказано ниже. История, тайну о которой и американская, и советская (российская) сторона сохраняли десятилетиями. Но тайна раскрылась. И не участники лунной гонки сделали это.

«Аполлон» в советском плену. Стена молчания. Срок секретности – 51 год

Операция “Crossroad” состоялась, как мы знаем, во время старта «Аполлона-11». Про следующий старт «Аполлона» за №12 (ноябрь 1969 г.) у автора нет аналогичных сведений. Возможно, обе стороны в этот период размышляли о результатах выполненных спецопераций и дальнейших планах. 13 апреля 1970 года стартовал «Аполлон» за №13. И всё вроде бы прошло гладко. А через 5 месяцев в советском Мурманске произошло следующее любопытное событие.

«8 сентября 1970 г в Советской гавани Мурманска удивлённому экипажу ледокола США «Southwind» в торжественной обстановке был передан командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе»! При этом в секретном порту Мурманска оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами. Капсулу загрузили и «Southwind» ушел» . «Этот визит, ставший первым со времен Второй мировой войны посещением американским военным кораблем советского порта, был довольно неожиданным для экипажа. Когда в июне они покидали родной дом, о заходе в советские территориальные воды и речи не шло. Приказ об изменении курса пришел в конце лета и до поры до времени о нем знал лишь капитан » .

Ни одно из советских СМИ никогда не упоминало об этом факте. И «ни один из западных источников никогда не упоминал об этом факте » . Таким образом, налицо факт согласованного обоюдного умолчания о мурманском эпизоде обеими участвующими сторонами. Молчали и свидетели. В Мурманск венгров пригласила, конечно, советская сторона. Венгрия в то время была военным, и политическим союзником СССР. В политике ничто не происходит вдруг. Ещё до официального объявления перестройки влияние СССР на своих восточных союзников стало ослабевать. Видимо, именно на этом фоне в 1981 году свидетели - венгры решились опубликовать свои снимки в книге. Широкой известности эта книга не получила, и событие по-прежнему оставалось практически неизвестным. Хотя есть свидетельства , что, по крайней мере, некоторые наши публицисты по космической тематике, эти фото лично для себя заметили. Но промолчали. Как бы, не поняли венгерской подписи под фото, а спрашивать было, видимо, недосуг.

Илл.1. 8 сентября 1970г: передача капсулы «Аполлона» американским морякам в Советской гавани Мурманска. Фото: Венгерское Агентство новостей. От: Nandor Schuminszky . http :// www . astronautix . com / articles / sovpsule . htm

И только через 30 лет после события венгры своей настойчивостью заставили заговорить американскую энциклопедию космонавтики . А ведь если бы Советский Союз не рухнул, и советская система секретности продолжала бы действовать, то мы бы ещё, как минимум, 10 лет ничего не знали об истории пленного «Аполлона». Потому что «что документы о событиях, которые предшествовали церемонии в Мурманске, должны быть рассекречены приблизительно в 2021 году. Правда, если не будет принято решение продлить “срок давности” .

Илл.2. Американский ледокол «Southwind», принявший на свой борт капсулу «Аполлона», выловленную советскими моряками.

б) та же тренировочная капсула крупным планом; в) капсула, найденная советскими моряками

.

2) Если речь идёт о простой тренировке и о потерянном макете, то зачем гнать ледокол в Мурманск. Вряд ли несколько тонн оцинкованного железа окупили расходы на сожжённое топливо, и на зарплату экипажа. Не проще ли американцам было посмеяться над советскими руководителями? Спецоперацию затеяли! Пустую банку поймали!

3) Почему экипаж ледокола держат в неведении относительно цели захода в Мурманск - первого за 25 лет после окончания Второй мировой войны. Если это был визит доброй воли, как о том пишут некоторые защитники, то о таких визитах экипажу сообщают заранее. Чтобы он настроился на тёплую встречу. Чтобы визит получился. А тут экипажу по прибытии в Мурманск остаётся лишь «удивляться», зачем они туда прибыли. И с каких пор визиты доброй воли так удачно совпадают с присутствием в пункте назначения изделия очень редкого происхождения? Разве это не говорит о желании сторон свести к минимуму риск утечки информации?

И обратите внимание на причал (илл.1). Он практически пуст. Только две какие-то фигуры на почтительном расстоянии. А ведь в обычной «торжественной обстановке» он должен кишеть народом. Да и просто работающие люди должны проходить. Нет, более похоже на то, что место «торжественной процедуры» оцеплено.

4) Заурядные процедуры типа «сдал-принял» столько-то тонн металлолома не совершаются в «торжественной обстановке» . Ледокол посетил сам заместитель главнокомандующего Северным Флотом вице-адмирал Гаркуша.

Да, и в той же «Правде» была бы уместна короткая заметка. Ведь всё-таки не бочку с сельдью американцам передавали. Дескать «Так и так: американцы потеряли тренировочный инвентарь в виде макета космического корабля. А наши рыбаки поймали. И было это тогда-то. А такого-то числа советская сторона, руководствуясь духом доброй воли и новыми отношениями разрядки в отношениях США и СССР, вернула владельцу его потерю». Не было этого.

5) Если эта история так заурядна, как хотят её представить Вейд, Афанасьев и защитники НАСА, то зачем приглашать в далёкий Мурманск иностранных фоторепортёров – венгров? Для фиксации «исторического» факта передачи металлолома? Для такого случая сгодился бы и местный фотограф? Или венгерские фотожурналисты в то время толпами ходили по причалам мурманского порта?

6) Чем объяснить настойчивость венгров, которые всё-таки вынудили Вейда опубликовать их информацию и тем самым резко расширить круг читателей. Ведь Венгрия не была участником лунной гонки. Не потому ли, что уже тогда поняли , что между якобы непримиримыми соперниками по лунной гонке существует какое-то скрываемое от широкой общественности взаимодействие?

Спецоперация Кремля. Скандал в Вашингтоне. Директор НАСА уходит в отставку

Представьте себя на минуту высоким советским политическим руководителем. Вы приказываете высокому военному чину примерно следующее: «Есть сведения, что американцы под видом полётов на Луну запускают в Атлантику пустые макеты «Аполлонов». Выловите капсулу А-13, запуск которой состоится 11 апреля сего года. Нам нужно вещественное доказательство обмана». Примет ли военспец такой приказ? Вряд ли, потому что искать трёхметровый предмет на просторах Атлантики, не зная района его приводнения, бессмысленно. И раз находка состоялась, то значит, район был известен. Видимо, советские суда, несмотря на радиоглушение, всё-таки смогли проследить за полётом «лунных» ракет А-9, А-10 и А-11. К тому же могли помочь и иные средства. Клип Фила (глава 2) показал, что даже простая киносъёмка начальной стадии полёта давала ценную информацию.И вряд ли ни на одном из семи советских разведывательных судов, наблюдавших за стартом А-11, не было ни одной кинокамеры. Именно в таком духе пишет об этой находке и А. Железняков :

«Большинство специалистов полагают, что эти события стали следствием удачно проведенной спецоперации. Знали ли американцы, что капсула попала в руки советских моряков или предложение забрать свою технику оказалось для них неожиданным? Лишь незадолго до прибытия ледокола в Мурманск по дипломатическим каналам им сообщили истину. Скандал в Вашингтоне был грандиозный . Не исключено, что именно по этой причине ушел в отставку тогдашний директор НАСА Томас Пэйн ровно через неделю после передачи капсулы. Хотя официальная мотивировка отставки была иной. Иначе,зачем покидать столь высокий пост человеку, который возглавлял НАСА в период его “звездного часа”? Так что, скорее всего, уход Пэйна был вынужденным».

И Бискайский залив упомянут, скорее, как издевательство над американскими военморами. Они, по мнению автора , вместо спасения капсулы А-13 кинулись в Бискайский залив на завидную «приманку» - АПЛ К-8. Она как раз накануне старта А-13 случайно стала жертвой аварии. Попытаться под видом спасения захватить в плен советскую АПЛ – разве не заманчиво? А, капсула подождёт. Район её приводнения никто не знает, полагали американцы. На ней световой маяк. И она надёжна на плаву, как пустая бочка.

Случись авария с К-8 на пару дней раньше, американцы успели бы и за лодкой поохотиться, и капсулу разыскать.

Случись днем позже – имея капсулу на борту, можно спокойно охотиться за АПЛ. Но случай распорядился, чтобы события, далёкие в океане, перехлестнулись по времени. И получилась погоня за двумя зайцами. В результате ни подлодку в плен американцы не захватили, ни капсулу по прибытии в район не обнаружили.

А вот советским морякам случайности почему-то помогали. Вспомните операцию «Кроссроуд», американские корабли с расчехлёнными орудиями и подлодки, окружившие наши радионаблюдательные суда. Понятно, что американцы не остановились бы перед применением силы и чтобы отнять находку. Но как раз в апреле 1970 года, всего через пару дней после старта «Аполлона-13» случайно начались глобальные учения советского ВМФ «Океан». А потому в Атлантику загодя вошли десятки советских военных кораблей. Так что было и кому найти находку, и кому доставить, и кому охранять вплоть до прибытия в Мурманск. Не слишком ли много случайностей выпало в этой истории (плохих – для американцев, и хороших – для советских военморов)? Или за всем этим проглядывает план умно задуманной и отлично проведённой спецоперации? Тогда в чём её цель? Не в приобретении же «оцинкованного железа»?

Не была ли пустая капсула тем самым «кораблём» «Аполлон-13»?

Трудно поверить в то, что в обеих странах и в военных ведомствах, в космических агентствах, и в канцеляриях портов архивы хранятся из рук вон плохо. Следовательно, точные даты потери и находки – главный секрет в этой истории. В 1970 году у американцев был единственный старт «на Луну»: 11 апреля, (то есть, как по Вейду, - в начале года) стартовал «Аполлон-13».

*Если капсула-макет найдена советскими моряками хотя бы за час до старта А-13, то это находку никак не свяжешь со стартом А-13.

*Если находка произошла существенно позднее этого старта, то опять нет причин засекречивать даты.

*Если же капсула найдена вскоре после старта, то объяснения американцы могут давать любые, да кто им поверит? Ракета А-13 стартовала вроде бы к Луне и с экипажем на борту. Экипаж через неделю должен приводниться в Тихом океане. И такое приводнение будет показано. Но тогда почему через считанные часы после старта советские суда находят в водах Атлантики пустой макет корабля «Аполлон»? В пользу того, что речь идёт именно о часах, говорят не только приведённые рассуждения, но и тот факт, что найденный макет, как отмечено, не имел следов коррозии. А это означает, что его пребывание в солёной морской воде было кратковременным.

Так, может быть, во время старта А-13 стартовала как раз это пустая капсула, а последующее приводнение в Тихом океане было просто спектаклем? И тогда всё становится на свои места – и спецоперация Кремля, и скандал в Вашингтоне, и отставка директора НАСА, и секретность миссии ледокола (секретность от самого экипажа) и 51 год грифа секретности на всю историю.

И в «кино» про А-13 тоже произошёл сбой

Пока пустое железо А-13 втайне от американцев плыло в советский плен, западные СМИ по режиссуре НАСА вещали о драматических событиях, якобы происходящих на борту «Аполлона-13» в его мнимом путешествии. Посильное участие приняли в этой кампании и советские СМИ. Направляемые ЦК КПСС они выразили глубокое сочувствие Советского Правительства участникам драмы. Это придавало пропагандистской кампании НАСА несомненную достоверность.

Западные СМИ сообщили, что через два дня после старта, то есть 13 апреля в так называемом служебном модуле корабля произошёл взрыв оборудования. Высадка на Луну стала невозможной. Обогнув Луну, корабль устремился к Земле. Перед возвращением астронавты отделили повреждённый модуль и сфотографировали его. Вот эта фотография с одного из престижнейших сайтов НАСА (илл.4а). Оригинальная подпись НАСА к нему гласит: «Этот вид повреждённого служебного модуля «Аполлона-13» снят из лунного модуля/командного модуля после отделения служебного модуля».

По тем временам это произведение выполнено отлично. И «служебный модуль» случайно развернулся к фотоаппарату нужной стороной, хотя при свободном движении в космосе это – большая удача. И глубокая чернота вокруг модуля ничем не хуже космической. Но пришло время компьютерной графики и незаметные до того подделки. Впервые автору на это указал Д. Кропотов, и соответствующий материал есть в книге . А уже после выхода книги К. Закорецкий прислал автору более насыщенный красками вариант обработки названной фотографии (илл.4б).

Оказывается, что если с помощью компьютера отрегулировать яркость и контрастность изображения, то в правом верхнем углу снимка проявляется деталь 1, похожая на какой-то кожух. Она окруженная по периметру сиянием 2. На Земле такой ореол возникает вокруг ярких источников из-за рассеяния света на пылинках, летающих в воздухе. В космосе же пыли нет и никаких ореолов быть не должно. По тени 3 видно, что свет идёт именно от кожуха, так похожего на заднюю стенку студийного осветителя. И стало очевидно, что не в космосе потерпел аварию и снят этот «служебный модуль».


Илл.4. а) вид повреждённого «служебного модуля «Аполлона-13»», якобы снятый в космосе; http :// grin . hq . nasa . gov / IMAGES / LARGE / GPN -2000-001119. jpg

This view of the damaged Apollo 13 Service Module (SM) was photographed from the Lunar Module/Command Module following SM jettisoning.

б) тот же снимок при увеличении яркости и контрастности (Д. Кропотов, К. Закорецкий)

Через 5 месяцев после старта А-13 в порту Мурманска американцам возвратили найденную капсулу. Нашли её очевидно не накануне. Пока привезли, пока размышляли, что к чему – шло время. И свидетелей передачи надо было подобрать. Ведь получив капсулу без свидетелей, американцы могли уже на следующий день отрицать сам факт передачи. На всё это нужно время (контакты, дипломатические переговоры, согласования, торг, в конце концов).

Фортуна улыбается смелым, умелым и находчивым, а советским морякам и разведчикамэтих качеств было не занимать. Одни, несмотря на глушение, смогли выявить район падения «лунных» ракет и «кораблей». Другим удалось выловить капсулу-макет «лунного» «Аполлона-13».

Ясно, что американцы были кровно заинтересованы засекретить эту историю. Опубликуй «Советы» информацию о мурманском эпизоде в СМИ и грандиозный политический скандал для США был бы обеспечен. Но Политбюро использовало этот аргумент не для разоблачения американской лунной эпопеи, а для политических торгов..

Для нас же факт вылова пустого макета корабля «Аполлон» в Атлантике и подозрительная секретность всей этой истории хорошо дополняют уже известную информацию о странных свойствах «лунных» ракет. Её накопилось достаточно, чтобы сделать вполне определённые выводы . И в этом нам помогут мнения и воспоминания тех, кто знает то время не понаслышке. Это – ветераны космодрома Байконур славных 60-х годов, рядовые и не совсем рядовые бойцы королёвского призыва. Об этом рассказано в следующей главе.

P . S . Интересная переписка

Письма читателей и коллег всегда помогали автору в работе, поднимая неожиданные вопросы и подсказывая интересные идеи. Вот и при обсуждении чернового варианта этой статьи автор получил от коллеги интересное письмо. Он писал:

«Стоит обратить внимание на то, какова судьба остальных частей корабля - служебного модуля, лунного модуля - куда они делись - просто утонули в океане? Что мешало утопить и сам макет, зачем его вообще потребовалось спасать и делать плавучим?». Январь 2012.

Насчёт «остальных частей корабля». Наверняка падали, поскольку левитация пока что не открыта. И, наверное, тонули. Выловили бы их наши разведчики, было бы, о чём говорить.

Можно выразить лишь некое очень частное предположение (вне рамок статьи) относительно этих «остальных» частей. Прежде всего, откуда такая уверенность, что на "лунных" ракетах действительно стояли служебные модули и лунные модули? Ведь этим ракетам суждено было лететь не на Луну, а в Атлантику. Разумеется, внешние контуры служебного модуля видны на стартующей «лунной» ракете. Но за этими контурами могло скрываться лишь некоторое количество пустоты. Присутствие же лунного модуля даже не нужно обозначать никакими контурами. Место его предполагаемого расположения закрыто кожухом обтекателя. Так что, если его не поставить, снаружи ничего не изменится. Для полёта в Атлантику оба эти модуля – только лишний груз.

А вот КМ, командный модуль, то есть, капсула была американцам нужна . И это совершенно очевидно. Уже только тот факт, что капсула была оснащена световым маяком, однозначно говорит о том, что она для американцев была спасаемым предметом, никак не предназначенным для исчезновения в водах океана. А вот почему она так была нужна американцам, это уже можно только догадываться. Так и попробуем.

Ключевую мысль для понимания автор видит в том, что в капсуле находилось что-то очень нужное и важное. Важное не только для данного, но и для последующих полётов «на Луну». И в этом направлении один из читателей , имеющий соответствующие специальные знания, подсказал такую мысль - «это могла быть аппаратура, записывающая параметры полёта. Возможно, именно по этой причине американцы предусматривали спасение капсулы. Остальные элементы ракетной системы их не интересовали» .

Записывающая аппаратура, которая собирает информацию о работе всех систем ракеты, применяется на каждой ракете. Специалисты называют такую информацию телеметрией. Она идёт от множества датчиков, расположенных в ответственных частях ракеты. А для имитации полётов «на Луну» такая информация особенно необходима. Ведь, хотя «лунная» ракета и была макетом, это было очень сложное изделие. Десять раз (от А-8 до А-17) «лунная» ракета якобы стартовала на Луну. И этот сложный технический спектакль должен был каждый раз пройти, что называется, без сучка и задоринки. А как обеспечить многократную безотказную работу всех систем без записи телеметрии в каждом полёте? Подробная запись телеметрии текущего полёта и её последующий анализ позволял своевременно выявлять источники технических неполадок при следующих стартах. И обезвреживать их в зародыше.

Но почему бы не передавать все данные телеметрии по радио? Тогда и никаких капсул вылавливать не надо. Тут надо вспомнить, что всё, что касалось «лунной» ракеты, было дважды суперсекретным. Ведь она корень мистификации. Секретно было не только её реальное устройство. Для «лунной» ракеты в отличие от всех остальных было секретом (и на взгляд автора – главным) то, что она летит не так и не туда, как о том говорит НАСА. Конечно, телеметрию можно зашифровать. Но на каждый шифр найдётся дешифровщик. Поэтому, чем меньше ракета «болтает» по радио, тем надёжнее спрятаны её секреты. Часть телеметрии американцы, действительно, сбрасывали по радио (глава 5). И вполне возможно, что эта часть больше предназначалась для дезинформации чужих, чем для информации своих. Главная же часть телеметрии записывалась на борту и по радио не передавалась. Значит, нужна записывающая аппаратура с последующим её поиском и спасением. И она никогда не должна попасть в руки противника. (Тут-то американцы и промахнулись в апреле 1970 года). Ведь капсула, начинённая записывающей аппаратурой, представляла огромную ценность для советской разведки. Она могла многое рассказать о том, что на самом деле представляла собою американская «лунная» ракета.

Что же свидетельствует в пользу гипотезы о капсуле, начинённой записывающей аппаратурой ? Оказывается довольно многое из того, что цитировал И. Афанасьев:

«Как вспоминает А.В.Благов (в те годы – конструктор-проектант возвращаемых аппаратов кораблей ЛК и ТКС), «специалисты ЦКБМ ездили в Мурманск посмотреть на этот «подарок судьбы».... К сожалению, до нас дошел только комплект светового поискового маяка с оригинальной оптической схемой остекления фонаря. Все было предельно просто…».

А может быть, капсула была такой же пустой и в момент приводнения в Атлантике? Нет, эту мысль придётся отвергнуть. Пустая бочка – не такая потеря, чтобы из-за неё разражался скандал в Вашингтоне и уходил в отставку директор НАСА. А на всю историю падала завеса секретности на 51 год. Значит в капсуле было что-то из ряда вон ценное, но было только до того момента, как А.В. Благову и его коллегам позволили «посмотреть на этот «подарок судьбы».

И А.В. Благов даёт нам подсказку о том, что мы на правильном пути. Обратите внимание на его слова «к сожалению, до нас дошёл только комплект светового маяка». Что значит «дошёл только»? Значит, он имеет в виду, что было и ещё что-то? А откуда он это решил? Да, очевидно, следы от той другой начинки остались. Крепежные места, резьбовые отверстия на пустой стене и т.п. Всё сняли разведчики, только фонарь оставили.

В практике советской разведки было предостаточно примеров, когда наши разведчики добывали образцы американской техники, представляющие технический интерес для наших аналогичных разработок. В этих случаях находки в целости и сохранности немедленно доставлялись в соответствующие институты и КБ, где их тщательно изучали. Как говорится, до последнего винтика. И изучали уже никак не разведчики, а технические специалисты надлежащего профиля. А в этот раз такого не было. И пришлось А.В. Благову со товарищи ехать в Мурманск. Значит, никаких особых секретов или новинок, интересных для наших создателей космических кораблей в этой капсуле не было. По этой части она действительно была пустая. Но вот для разведчиков её начинка было очень ценной, да только А.В. Благову об этом знать было ни к чему. Поэтому все записывающие устройства были изъяты из капсулы до того, как к ней допустили А.В. Благова. И остался в ней один световой маяк.

А зачем вообще пригласили А.В. Благова с его коллегами в Мурманск к осмотру капсулы? Здесь подсказку нам даёт его специализация. Он специалист по возвращаемым аппаратам. Для нас с Вами светлые и тёмные пятна на капсуле это признак того, что капсула испытала тепловые нагрузки при входе в атмосферу. А какие нагрузки? А с какой скоростью капсула вошла в плотные слои? Ничего этого мы сказать не можем. А специалист по возвращаемым аппаратам пусть и приблизительно, но ответит на эти и другие подобные вопросы. И тем самым даст дополнительную информацию «товарищам» в безликих плащах.

Напомним, что, по мнению многих исследователей, Политбюро знало о том, что американские «лунные» ракеты не летят на Луну. Но этим своим знанием оно не делилось и не собиралось делиться с техническими руководителями советской лунной программы. Оно шло по пути сговора с американцами в ущерб советской лунной программе. Но сговор не означает отсутствия интереса к деталям мистификации. Чем больше знаешь, тем больше можно запросить в обмен на молчание. И поэтому вся информация с записывающих устройств ложилась на стол Политбюро. И никуда более. И тот же А.В. Благов даже своему непосредственному руководству вряд ли что рассказывал о деталях спецкомандировки в Мурманск. Почему? Потому что «товарищи в плащах» вежливо, но многозначительно предупредили его насчёт 51-ого года секретности.

1. Я. Голованов, "Правда о программе APOLLO ", М.: Яуза - ЭКСМО-Пресс, 2000 г, глава 7, с.210.

Эта книга есть в Интернете: глава 7 http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/golovanov/apollo/08.html

2. НАСА фильм «Аполлон-13: Хьюстон, у нас проблемы», см. [ ф 8] разд .28

3. НАСА http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html («The Project Apollo Image Gallery») раздел А -13

4. http://www.nekata.ru/index.php?show_section=111

5. М . Вейд - "Soviets Recovered an Apollo С apsule!" http://www.astronautix.com/articles/sovpsule.htm

6. «Urhajozasi Lexikon» ( Энциклопедия космических исследований ), 1981, ISBN 963 05 2348 5, Zrinyi, стр .33.

7. И.Афанасьев. «Новости космонавтики» март 2003г. www.novosti-kosmonavtiki.ru/conte nt/numbers/244/39.shtml

8. «Погоня за призраком»: операция «Перекрёсток» Александр Железняков, "Секретные материалы", № 13, июнь 2005 г., http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_32.html

Сведения об авторе:http://www.forum.mista.ru/topic.php?id=403995&page=9 : А. Железняков - в настоящее время заместитель Генерального директора АООТ НПП "Радуга" - одного из крупнейших российских предприятий, специализирующееся в разработке систем и средств связи специального назначения. http://www.pereplet.ru/avtori/zhgeleznyakov.html

9. Попов А.И. «Лунная гонка: соревнование двух систем или продажа Луны американцам?» http :// www . manonmoon . ru / articles . См. также http://сайт/ .

13. Александр Железняков: ЗАБЫТЫЙ ЭПИЗОД ВРЕМЕН “ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ” http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_26.html 14.01.2011 | «

Рано или поздно это случается с каждой господствующей на море великой державой. Внезапно возникает конкурент, уже готовый тягаться на равных. Тем более неприятно, когда это делает страна с разрушенной в войне экономикой, которая, казалось, навсегда утратила потенциал к военно-морской гонке на равных с лидерами.

В Мировом океане внезапно стало неуютно. 84 боевых корабля и 80 подводных лодок, в том числе 15 атомоходов, развертывались сразу на нескольких океанских театрах — в основном, конечно же, в Атлантике, главной точке соприкосновения флотов двух военно-политических блоков.

Десятки кораблей и лодок охотились за субмаринами. Проводились морские десанты и пресекались перевозки десантных сил морем. Центральной осью происходящего стала охота за авианосным ударным соединением противника, завершившаяся сокрушительным ядерным ударом, который наносили восемь ракетных и торпедных субмарин и семь полков морских самолетов-ракетоносцев.

Это не фантазии и не фабула кинофильма. Именно эту картинку продемонстрировал пораженной западной публике советский флот, весной 1970 года вышедший в моря.

Ядерные удары, естественно, были «условно обозначенными». Но грандиозные учения «Океан-70» , приуроченные к столетию «вождя мирового пролетариата» Владимира Ленина, стали крупнейшими маневрами ВМФ СССР за все время его существования. Они заставили западных экспертов всерьез переоценить возможности советского флота, считавшегося неспособным бросить вызов американскому доминированию на море.

К 1970-му году сошлось воедино сразу несколько звезд. Столетний юбилей вождя стал только поводом.

Появились новые типы кораблей и подводных лодок, изменились подходы к боевому применению, существенно преобразилась и тактика.

Все это нужно было обкатать на большой модельной ситуации: сымитировать масштабный океанский бой и посмотреть, какие вылезут огрехи уставов и планирования, технические недостатки кораблей.

Однако в числе прочих ставилась и очень характерная задача: «флоту в целом продемонстрировать, что он является флотом подлинно океанским».

К участию привлекли все четыре флота, включая Балтийский, выставивший в Северную Атлантику 15 подлодок. Боевые эпизоды маневров разыгрывались в акваториях Баренцева, Норвежского, Северного, Охотского, Японского, Филиппинского, Средиземного, Черного и Балтийского морей. Участвовали двадцать полков морской авиации, восемь полков Дальней авиации ВВС, тринадцать истребительных авиаполков, соединения войск ПВО, эскадрилья самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления .

Советский флот и до этого уже перестали воспринимать на Западе как второстепенную силу, не оказывающую влияния на морские театры. Однако после того, как в Северной Атлантике в жестокий шторм 23−25 апреля была разыграна та самая операция по уничтожению авианосной ударной группы «условного противника» с применением надводных и подводных сил, а также морских ракетоносцев, — к советскому флоту начали относиться совершенно по-другому.

Перед военными специалистами НАТО открылось то, чего отечественный ВМФ доселе не демонстрировал: комбинированная стратегическая операция надводных сил, грамотно усиленных подводным и авиационным компонентами.

Учения «Океан-70» , к сожалению, были отмечены и настоящей трагедией. 8 апреля на атомоходе К-8 проекта 627А «Кит», вышедшем в Атлантику для обозначения субмарины условного противника, начался пожар. Огонь быстро распространялся по лодке, несмотря на борьбу экипажа. Лодка сумела всплыть, однако реакторы пришлось заглушить, а резервные дизель-генераторы вышли из строя.


В течение 8−10 апреля лодка дрейфовала в шестибалльном шторме, постепенно набирая воду. Часть экипажа была снята транспортами, однако на лодке оставалась партия борьбы за живучесть из 21 человека во главе с командиром лодки, капитаном 2-го ранга Всеволодом Бессоновым. 11 апреля шторм усилился до 8 баллов, поступление воды увеличилось, и в 6:20 утра 12 апреля отметка лодки исчезла с экранов радаров кораблей сопровождения.

Катастрофа К-8 унесла жизни 52 человек, лодка стала первым советским атомоходом, потерянным в море.

Какой «Аполлон» был в плену у СССР? Заговор молчания?

Операция “Crossroad” состоялась, как мы знаем, во время старта «Аполлона-11». Про следующий старт «Аполлона» за №12 (ноябрь 1969 г.) у автора нет сведений о том, что и в этот раз схлестнулись советская радиоразведка и американское контрглушение. Возможно, обе стороны в этот период размышляли о результатах выполненных спецопераций и дальнейших планах. 13 апреля 1970 года с помпой стартовал следующий «Аполлон» (№13). И всё вроде бы прошло гладко. А через 5 месяцев после старта А-13 в полярном советском порту Мурманске произошло следующее любопытное событие.

«8 сентября 1970 г в Советской гавани Мурманска удивлённому экипажу ледокола США «Southwind» в торжественной обстановке был передан командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе»! При этом в секретном порту Мурманска оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами. Капсулу загрузили и «Southwind» ушел» .

Информация об этом событии с соответствующими фотографиями (илл.1) была опубликована венграми в книге в 1981 году. Однако широкой известности эта книга не получила, и удивительное событие почти 40 лет оставалось практически неизвестным.

Илл.1. 8 сентября 1970г: передача капсулы «Аполлона» американским морякам в Советской гавани Мурманска. Фото: Венгерское Агентство новостей. От: Nandor Schuminszky .

Ни одно из советских СМИ никогда не упоминало об этом факте. В настоящее время изданы мемуары многих видных участников лунной гонки. Среди них - академики Мишин В.П. и Черток Б.Е, директор головного НИИ-88 профессор Ю.А. Мозжорин, начальник Центра подготовки космонавтов генерал Каманин Н.П., главный конструктор корабля «Союз» К.П. Феоктистов и другие. И, хотя их воспоминания очень подробны (включая описания личных переживаний и самочувствия), ни один из них не упоминает о событии в Мурманске. Следовательно, политический гриф секретности мурманской истории был настолько высоким, что даже такие руководители космической отрасли науки и техники были не в курсе.

И свидетелей тоже попросили молчать. Скорее всего, это сделал именно СССР. Во-первых, потому что в советский город Мурманск венгров пригласила, конечно, советская сторона. Во-вторых, Венгрия в то время принадлежала к социалистическому лагерю и была и военным, и политическим союзником СССР. В 1985 году руководство КПСС начало разрушение советской системы и последовательную сдачу позиций СССР в Восточной Европе. Как перед штормом крепчает ветер, так и в политике ничто не происходит вдруг. Ветры грядущих перемен задули и в Венгрии. И тогда в 1981 году свидетели - венгры опубликовали свои снимки.

Однако и после этого около 20 лет факт такой публикации был окружён гробовым молчанием со стороны главных участников. Конечно, Венгрия - далеко не главная космическая держава, но трудно представить, что эти фото прошли мимо внимания всех без исключения американских и советских космических специалистов. Но вот венгры своей настойчивостью заставили заговорить американскую энциклопедию космонавтики . А до тех пор «ни один из западных источников никогда не упоминал об этом факте » . Таким образом, налицо факт согласованного обоюдного умолчания о мурманском эпизоде обеими участвующими сторонами.

Занавес приоткрылся, чтобы ничего не показать

Что пишет американец М. Вейд

Американцы заговорили в 2001 году, когда, образно говоря, венгры «достали» своей настойчивостью редактора большой американской интернетовской энциклопедии «Космонавтика» М. Вейда. Что же энциклопедия поведала читателям? В своей двадцатистраничной статье редактор энциклопедии Вейд пишет, что да, дело было. Приплывал ледокол (илл.2). Ещё Вейд рассказывает о том, что в Арктике есть белые медведи (2 фото). Показывает виды Арктики с ледоколом и без него (5 фото). Рассказывает о делах и развлечениях экипажа американского ледокола (3 фото), приводит виды Мурманска, каким он показался американским морякам, и добавляет к этому внешний вид квитанции на получение рублей в обмен на доллары (4 фото), к этому присовокупляет снимки визитов советских моряков на американский корабль (3 фото). Итого 17 фото «по поводу и в связи».


Илл.2. Американский ледокол «Southwind», принявший на свой борт капсулу «Аполлона», выловленную советскими моряками.

Надо сказать, что ни один из исследователей этой истории, включая американца Вейда , не воспринял всерьёз упоминание о счастливчике - рыболовном траулере. За такого рода «рыбками» охотятся не рыболовные траулеры. Случайно рыбаки могут поймать, например, гигантского кальмара (илл.3). Это будет редкая, но вполне возможная удача. Потому что, хотя гигантские кальмары очень редки среди прочих кальмаров, но во всём океане их очень много. А вот случайно поймать в рыбацкий трал единственную в океане капсулу «Аполлона» - это уже из области ненаучной фантастики.

И Бискайский залив упомянут в советском сообщении, скорее, как издевательство над американцами, точнее над американскими военными моряками. Они, по мнению автора , по пути следования в район падения капсулы, отвлеклись именно в Бискайский залив на другую «приманку» - советскую атомную подводную лодку К-8. Эта АПЛ 10 апреля 1970 года, как раз накануне старта А-13 (ни раньше, ни позже) по ещё одному случаю стала жертвой суровой аварии. Попытаться захватить в плен советскую АПЛ - разве не заманчиво? А, капсула может и подождать день-два. Район её приводнения никто не знает, полагали американские командиры. На ней прекрасный световой маяк «оригинальной конструкции». И плавает она, как бочка.

В результате ни подлодку в плен американцы не захватили, ни капсулу по прибытии в район они не обнаружили. Можно посочувствовать американским военморам. Случись авария с К-8 на пару дней раньше, они бы успели и за лодкой поохотиться, и на своё основное место назначения поспеть. Случись хоть днем позже - снова никаких проблем: имея капсулу на борту, можно спокойно охотиться за АПЛ. Но случай распорядился, чтобы события перехлестнулись по времени. И вышло, как в той пословице про одновременную погоню за двумя зайцами.

А вот советским морякам случайности почему-то помогали. Понятно, что американцы не остановились бы перед применением силы, чтобы отнять находку у «слабака». Вспомните операцию «Кроссроуд», американские корабли с расчехлёнными орудиями и подлодки, окружившие наши радионаблюдательные суда. Так вот в апреле 1970 года этот «фокус» у американцев не прошёл бы. Потому что советским морякам, нашедшим капсулу, помогла ещё одна случайность. Всего через пару дней после старта «Аполлона-13» начались глобальные учения советского ВМФ «Океан», и в Атлантику загодя вошли десятки советских военных кораблей. Это означает, что к моменту старта «Аполлона-13» (11 апреля), большие районы Атлантики уже находились под контролем советских военных кораблей. Так что было и кому найти находку, и кому доставить и кому охранять вплоть до прибытия в Мурманск.

Не слишком ли много случайностей выпало в истории поимки капсулы (плохих - для американцев, и хороших - для советских военморов)? Или за всеми этими случайностями проглядывает план умно задуманной и отлично проведённой спецоперации? Пусть решит читатель.

Пункт прибытия - Атлантика

Через 5 месяцев после старта А-13 в порту Мурманска американцам возвратили найденную капсулу. Нашли её очевидно не накануне. Пока привезли в Союз, пока знакомились с находкой, пока размышляли, что к чему - шло время. И свидетелей передачи надо было подобрать. Ведь получив потерянную капсулу без свидетелей, американцы вполне могли уже на следующий день отрицать сам факт передачи. Выбрали венгров - представителей тогда союзной социалистической страны. На всё это нужно время (контакты, дипломатические переговоры, согласования, торг, в конце концов).

Фортуна улыбается смелым и умелым, а советским морякам этих качеств было не занимать. Одни, несмотря на глушение, смогли выявить район падения «лунных» ракет и «кораблей». Другим удалось выловить капсулу-макет «лунного» «Аполлона-13». По предположению одного из скептиков в капсуле А13 могла находиться записывающая аппаратура . Возможно, по этой причине американцы предусматривали её спасение. И по этой же причине такой макет представлял особую ценность для советской разведки.

Ясно, что американцы были кровно заинтересованы засекретить эту историю. А советскому политическому руководству она послужила весомым аргументом для давления на американцев. Но оно, как мы увидим позже, использовало этот аргумент не для разоблачения американской лунной эпопеи, а для политических торгов. Для нас же факт вылова пустого макета корабля «Аполлон» в Атлантике послужит последним этапом в наших исследованиях по «лунной» ракете . Нам пора делать выводы по всему, что стало известно об американской «лунной» ракете.

1. Я. Голованов, "Правда о программе APOLLO", М.: Яуза - ЭКСМО-Пресс, 2000 г, глава 7, с.210.

Эта книга есть в Интернете: глава 7