Эзотерика        16.06.2022   

Геббельс министр пропаганды. Йозеф геббельс - теоретик сми третьего рейха

Е го называли “адвокатом дьявола” и даже настоящим воплощением Сатаны. Виртуоз лжи, он фантастически мог манипулировать сознанием людей и искажать истину по своему усмотрению.

Тощий и хромой, почти карлик, он был настоящей карикатурой на образ “истинного арийца”, которого постоянно возвеличивала пропаганда, которую он сам создал. Одержимый похотливостью, он постоянно менял любовниц, а на упреки жены цинично отвечал, что его неутомимый труд на благо Германии и фюрера нуждается хотя бы в небольшой компенсации.

Тяжелое детство

Йозеф Геббельс родился 29 октября 1897 года в Рейдте, небольшом рейнском городке, в семье мелкого служащего завода по производству газовых фонарей. Когда ему было четыре года, заболел полиомиелитом. Ему сделали операцию, в результате которой одна нога мальчика стала короче на десять сантиметров. Позже это увечье повлияло на формирование характера юноши. В гимназии Йозеф не мог дружить со сверстниками, однако благодаря старательности и незаурядным способностям стал одним из лучших учеников. Он научился защищаться от издевательств, даже самые отьявленные хулиганы остерегались его, поскольку знали, что хромой Йозеф может отомстить, все расскажет учителям.

Родители, католики, мечтали о духовной карьере для своего способного сына, но он предпочел науку. С 1917 по 1921 г. Геббельс посещал занятия в восьми университетах. Докторскую диссертацию по немецкой литературе защитил в Гейдельберге в 1921 году. Однако вскоре новоиспеченный доктор понял, что интеллектуальным трудом на жизнь не заработаешь. Респектабельные журналы возвращали молодому автору сумбурно написанные статьи. Ни одно издательство не приняло к печати его высокопарную автобиографичную повесть “Михаель” и историческую драму “Иуда Искариот”.

Однако Йозеф не впадал в отчаяние, какое-то внутреннее звериное чувство подсказывало, что его время вскоре наступит. И не ошибся. В 1923 году Геббельс стал сторонником нацистских идей. Йозеф начал сотрудничать с некоторыми экстремистскими газетами, все чаще выступать на разнообразных нацистских собраниях. Мастерство и темперамент прирожденного оратора, способного сконцентровувать на себе внимание, и красивый голос привлекли к нему внимание почтенных нацистов, в том числе и Гитлера, с которым он познакомился в 1925 году. Геббельс, переменчивый и циничный по натуре, легко подвергался чужому влиянию, а главнее всего - искал надежную опору, чтобы достичь успехов в жизни, и нашел ее в лице Гитлера.

«Маленький» обольститель

Еще в студенческие годы между своих приятелей Геббельс имел репутацию бабника. Он постоянно искал женщин, словно голодный волк добычу и, что интересно, всегда находил их. Маленький и худощавый (рост - метр пятьдесят два сантиметра, вес - сорок пять кг), Геббельс при первом знакомстве обычно вызывал у девушек чувства, чем-то похожие на материнские. Но потом “включал” всю свою обворожительность, которая действовала на женщин почти безотказно. Несмотря на неприметную внешность, Геббельс умел быть очень привлекательным: выразительные карие глаза, красивый, богатый тембром голос, словно завараживал очарованных слушательниц... К тому же романтичный Йозеф утверждал, что нго изуродованая нога - следствие фронтового ранения. Он слыл страстным, нежным и умелым любовником. Имел множество интрижек, но известно также, что смолоду у него было по крайней мере два серьезных и длительных романы. Один из них - с учительницей Эльзой Энке, которая была полуеврейкой (он даже хотел жениться на ней). Геббельс немедленно разорвал отношения после того, как Гитлер в 1926 году назначил его гауляйтером Берлина.

Фюрер не пожалел о своем решении. В значительной мере именно благодаря усилиям Геббельса в 1937 году национал-социалисты получили большинство мест в рейхстаге и пришли к власти. Геббельс был не только замечательным оратором, но и талантливым организатором. Больше всего он любил похороны. Церемонии прощания с нацистами превращались в настоящие представления, на которых успешно вербовали новых сторонников. Геббельс всегда очень серьезно готовился к своим выступлениям. В своем кабинете он приказал поставить огромное зеркало и репетировал перед ним собственные речи. Когда он писал их, то использовал чернила разных цветов, в зависимости от эмоций, которые хотел вызывать у слушателей той или иной фразой. Геббельс утверждал, что во время своих выступлений терял почти полтора килограмма веса.

В 1931 году Геббельс вступил в брак с разведенной Магдой Квандт, которая ранее была женой большого промышленника. Фрау Магда работала в личном архиве Геббельса, вскоре она уже не могла противостоять привлекательности своего шефа. Геббельс также был очарован белокурой красавицей. Гитлер вполне одобрил выбор своего соратника и согласился быть свидетелем на их свадьбе. Первый ребенок у супругов родился через девять месяцев после свадьбы. В дальнейшем, вплоть до 1940 года, когда родился их последний, шестой, ребенок, Магда беременела почти ежегодно, с перерывами в несколько месяцев.

Министр пропаганды

В марте 1933 года по распоряжению Гитлера Геббельс возглавил министерство пропаганды - создавалась тотальная система “промывания мозгов”. Геббельс работал не жалея сил. Обычно он работал с несколькими секретаршами одновременно, диктуя первой текст статьи, другой - письма, а третий - какой-то меморандум. Прервав диктовку одной на половине предложения, он переходил к другой и так далее, а затем, минут через пятнадцать, возвращался к первой, продолжая диктовку из прерванной фразы.

Геббельс всегда с гордостью повторял, что его профессия - сеять ненависть. Он начинал свою карьеру умеренным антисемитом, у него даже была невеста еврейка. Но позже Геббельс впитал зоологический антисемитизм своего кумира Гитлера. Именно Геббельс в октябре 1938 года санкционировал проведение операции “Хрустальная ночь” - самого жестокого еврейского погрома в Германии, когда по всей стране было сожжено множество синагог, ограблены сотни магазинов, а тысячи евреев отправлены в концлагеря. При этом Геббельс заявлял в многочисленных интервью зарубежным журналистам, что “ни один волос не упал с головы евреев”. Интересно то, что за пределами Германии многие этому верили.

Закономерный финал

Геббельс всегда следил за тем, чтобы образ его жизни в печати освещали как пуританский. В действительности это было не так. Он не любил внешнюю, показную роскошь, не имел влеченья к дорогим вещам. Впрочем, эта достойная черта не мешала ему владеть двумя самыми богатыми имениями на околицах Берлина. Геббельс любил красиво, со вкусом наряжаться, в его гардеробе было свыше 300 костюмов. Ел очень мало, а до алкоголя был безразличным. Геббельс часто устраивал приемы в честь деятелей культуры, угощения, были настолько мизерным, что гости возвращались домой голодными. В годы войны, после введения карточной системы, Геббельс требовал, чтобы его гости приносили с собой продовольственные купоны и сдавали их его лакеям.

Геббельс достаточно профессионально понимал в кинематографе. Например, фильм Эйзенштейна “Броненосец Потемкин” он считал шедевром пропаганды. В январе 1945 года Гитлер назначил Геббельса ответственным за оборону Берлина, хотя тот никогда не был военным. Когда в начале апреля 1945 года Геббельс узнал, что некоторые жители вывешивают белые флаги при приближении союзников, он заявил: “Если хотя бы один белый флаг будет вывешен на любой улице Берлина, я, не колеблясь, выдам приказ взорвать весь квартал”.

Последние дни войны Геббельс с женой и детьми провел в бункере вместе с Гитлером и Евой Браун. 29 апреля в бункере состоялась церемония брака фюрера и Евы. Единственными свидетелями были Геббельс и Борман. В завещании, которое было составлено в тот же день, Гитлер назначал Геббельса своим преемником в должности рейхсканцлера. Новый канцлер занял должность на следующий день, 30 апреля, в 15 часов 30 минут, после того, как Гитлер выстрелил себе в рот. Правда, Геббельс недолго находился на этом посту. Вскоре он отдал последние распоряжения адъютанту. Геббельс хотел, чтобы их с Магдой тела сожгли так же, как тела Гитлера и Евы. Во время ужина Магда дала детям снотворное и положила их спать, а позже ввела им яд. Через несколько минут Геббельс и Магда вышли из бункера в сад рейхсканцелярии. Сначала Геббельс выстрелил жене в висок (Магда перед тем раскусила ампулу с ядом), а затем сам раскусил ампулу и застрелился. Адъютант облил тела бензином и поджег...

В конце войны Геббельс как-то сказал: “Мы войдем в историю или как самые выдающиеся государственные деятели, или как самые выдающиеся преступники”. В этих словах - проявление не только мании величия, которое выделяло всех без исключения нацистских лидеров, но и историческое пророчество, которое так ценил фюрер в своем министре пропаганды...

Йозеф Пауль Геббельс - министр народного просвещения и пропаганды нацистского правительства Германии, человек, оставивший след не только истории Третьего рейха, но и в мировой истории вообще. Гениальный оратор и пропагандист, его называют «отцом лжи» и «отцом пиара», «отцом массовых коммуникаций» и «Мефистофелем XX века». Его высказывания стали заповедями пропаганды и черного PR:

«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!»

«Мы добиваемся не правды, а эффекта».

«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».

«Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще».

Необходимость исследования методов, форм и теоретических идей геббельсовской пропаганды связана в настоящее время с двумя проблемами.

Первая - существование неофашистских движений, и, как следствие, возможность использования ими пропагандистского арсенала доктора Геббельса. Их нынешняя слабость не может быть источником для самоуспокоения - НСДАП в начале 20-х тоже была слаба, а «Пивной путч» выглядел пародией на революцию. Эффективному использованию наследия Геббельса может способствовать и известная схожесть ситуации в конце 20-х—начале 30-х гг. прошлого века и в современном мире:

Мировой экономический кризис, носящий системный характер и требующий радикальной перестройки существующей экономической системы.

Как следствие - ухудшение материального положения широких слоев населения.

Нарастающая политическая и социальная нестабильность, глобальные угрозы, такие как активность разнообразных революционных групп в прошлом столетии и терроризм сегодня. Эти факторы приводят к тоске по порядку и «сильной руке» у значительной части людей.

Рост активности левых организаций (Хотя центры активности изменились. В начале XX века главным центром была Европа, сейчас - Латинская Америка.), что может реактивно привести к стимуляции крайне правых движений со стороны влиятельных политико-экономических кругов.

Разрушение прежних идеологических систем и связанных с ними систем нравственных ценностей. Для Германии начала века - это падение Второго рейха и наступление культуры 20-х гг. с ее культом денег и удовольствий, отрицанием духовных ценностей, расцветом наркомании и проституции. В наше время - это разрушение традиционной христианской культуры и приход «цивилизации MTV» на Западе и распад социалистической системы с ее довольно традиционной этикой - на Востоке. Ситуация «духовного вакуума» кажется комфортной далеко не всем и также подталкивает некоторую часть населения к фашизму с их четкой и внятной системой ценностей.

Распространенность исторического невежества делает возможным повторное использование пропагандистских методов «старого» фашизма . Соответственно, актуально их тщательное исследование и разработка мер информационного противодействия, таких как:

Поддержание исторической осведомленности о преступлениях фашизма, о его влиянии на судьбу Германии и др. стран с победившими фашистскими диктатурам , борьба с профашистской фальсификацией истории,

Недопущение героизации нацизма;

Поддержание светлой памяти о борцах с фашизмом;

Развитие системного мышления, в частности способности грамотно и комплексно оценивать последствия того или иного исторического выбора на политическую, экономическую, духовную жизнь страны. Невежество - питательная среда демагогов;

Развитие критического мышления, способности противостоять манипуляции сознанием.

Феномен нацистской пропаганды в целом и личность Геббельса в частности привлекают пристальное внимание исследователей. Отметим несколько книг, вышедших на русском языке в последние два десятилетия.

В качестве вводной можно предложить книгу Людмилы Черной «Коричневые диктаторы» , посвященную персонам наиболее крупных деятелей Третьего рейха: Гитлеру, Геббельсу, Герингу, Гиммлеру, Борману и Риббентропу. Не углубляясь в тему нацистской пропаганды, автор сосредотачивается на исследовании личности ее главного творца - Йозефа Геббельса. Книга рассчитана на широкий круг читателей и носит популярный характер, но при этом дает богатый фактический материал.

Биографию Геббельса представляет также книга зарубежных исследователей Брамштедте, Френкеля и Манвелла «Йозеф Геббельс - Мефистофель усмехается из прошлого» . Авторов особенно интересуют ораторское мастерство нацистского министра пропаганды, его приемы манипуляции массами.

Более глубокое исследование личности Геббельса предпринимает Курт Рисс в книге «Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945» . Временные рамки книги ограничены Второй мировой, но книга интересна упором на использование первоисточников - дневников Геббельса, рассказов очевидцев и родственников. Сочетает в себе легкость изложения с фактической достоверностью, что встречается достаточно редко.

Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере. Ее книга «Геббельс. Портрет на фоне дневника » исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека.

Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А. Б. в работе «Йозеф Геббельс и немецкая пропаганда», вышедшим в составе книги «Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним.

Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г. собраны в книге Й. Геббельс «Последние записи», 1940—1941 гг. - в упомянутой выше книге Агапова, имеются также журнальные публикации. К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды (в переводе с английского и немецкого) размещены на сайте «Так говорил Геббельс» . Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа .

Методы пропаганды Геббельса в фашистской партии до прихода к власти

Йозеф Геббельс вступил в НСДАП в 1924 г. , причем первоначально примкнул к его левому, социалистическому крылу, возглавляемому тогда братьями Штрассерами и противостоявшему правым во главе с Гитлером. Геббельсу даже принадлежит высказывание «Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!» . С 1924 г. Геббельс работал в нацистской прессе, вначале — редактором в «Фёлькише фрейхейт» («Народная свобода»), затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике: «Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту. Мысли приходят сами собой».

В 1926 г. Геббельс перешел на сторону Гитлера, став одним из самых преданных его соратников. Гитлер отвечал взаимностью и назначил в 1926 г. Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге (Впрочем, отметим, должность эта была нелегкой, т.к. Берлин считался «красным» городом и на момент прихода Геббельса местная нацистская ячейка насчитывала только 500 членов.). Именно на этой работе на многочисленных митингах и демонстрациях раскрылись ораторские способности Геббельса. Также он стал основателем и (с 1927 г. по 1935 г.) главным редактором еженедельника (с 1930 г. - ежедневник) «Der Angriff» («Атака»). С 1929 г. он — имперский руководитель (рейхсляйтер) пропаганды нацистской партии, в 1932 г. он руководил избирательной кампанией Гитлера в борьбе за президентский пост. Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов.

Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды:

Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции

Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты

Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами

Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций

В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов.

Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП.

Лозунги - характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем (его юношеские произведения отвергли все издательства), в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию :

1.Твое отечество — Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.

2.Враги Германии — твои враги. Ненавидь их всем сердцем!

3.Каждый соотечественник, даже самый бедный — это частица Германии. Люби его как себя самого!

4.Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость!

5.Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.

6.Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него!

7.Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!

8.Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!

9.Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии!

10.Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!

Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит. Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии - информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя .


Хорст Вессель (слева) командует парадом СА. Нюренберг, Германия, 1929 г.

Хорст Вессель - штурмфюрер СА. Был в 1930 г. в возрасте 23 лет ранен в уличном столкновении с коммунистами и скончался от полученных ран (Противники НСДАП распространили версию, согласно которой драка случилась из-за женщины и не имела политической окраски.). Из этой банальной (в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни) истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом».

Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса : «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов (СА) был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена!», погиб насильственной смертью, в словах Геббельса зазвучали траур по герою и эмоциональный салют, продемонстрировавшие блеск его методики организации траурных церемоний. Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... навсегда остававшегося с нами в наших рядах... Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации!» Геббельс увековечил память Весселя, убитого красными; на деле же его смерть больше походила на последствия свары, возникшей в результате столкновения с другим таким же подонком из-за проститутки. Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось».

Песня на стихи Весселя «Выше знамена!» стала гимном СА (а позже - неофициальным гимном Третьего Рейха). Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания - важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно!

Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г.

Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил : «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера - смотреть народу в рот».

В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.

Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток . Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями (естественно, до прихода к власти). Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля - герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!».

Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию.

Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции:

Геббельс произносит речь в Люстгартене. Берлин, Германия, 1932 г.

Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи : «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова... Возмездие! Возмездие! День его грядет... Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови... Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее!»

Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс - начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты: «Германия, пробудись! Будь прокляты евреи!» В итоге, начав с крошечного листка, газета имела оглушительный успех и стала главным рупором партии.

Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов. По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко. В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» - рабочих, фронтовиков, женщин и т.д., голосующих за Гитлера :

"Рабочий... лоб... кулак... выбирай фронтовика Гитлера!". Плакат 1932 г.

Важная тема плакатов - единство трудового немецкого народа - рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов.

Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства : «Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание». Собственно, так и вышло.

Методы пропаганды фашистского государства

После прихода нацистов к власти в 1933 г. Геббельс был назначен рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Под его руководством это скромное ведомство фактически стало вторым по значимости после военного. Геббельс превратил министерство в «машину пропаганды», подчинив этой цели все виды искусств и все каналы коммуникаций. Суть пропаганды - гляйшалтунг, дословно - «превращение в монолит» - объединение немецкого народа под национал-социалистическими лозунгами.

Помимо прежних видов пропаганды - ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства - кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам (включая спортивные) и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде - архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение.

Ораторское искусство по прежнему оставалось «коньком» Геббельса. Он много выступал на различных массовых мероприятий: партийных съездах, митингах, а во время войны - в торжественных погребениях. В конце войны, Геббельс остался практически единственным из руководителей рейха, кто появлялся на публике. Он часто посещал раненых в госпиталях, бездомных на руинах их разрушенных домов. И везде, где бы он не появлялся, он произносил пламенные речи, которые возвращали в потерявших силы сражаться людей фанатичную веру в немецкое оружие и гений фюрера.

Геббельс был первым, кто придал первостепенное значение пропагандистской мощи массовых коммуникаций. Для той эпохи это было радио. «То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», - заявлял Геббельс . Став министром, он немедленно переподчинил национальное радиовещание от Главного почтового управления министерству пропаганды. Было организовано массовое производство дешевых радиоприемников («морда Геббельса») и их продажа в рассрочку населению. В результате к 1939 г. 70% населения Германии (в 3 раза больше, чем в 1932 г.) оказались владельцами радио. Также поощрялась установка радиоприемников на предприятиях и в общественных заведениях, таких как кафе и рестораны.

Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением . Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 г. были попытки (не очень удачные) прямых трансляций соревнований. Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения: «Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же». И еще: «С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело - мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял». Геббельс разработал план примерного содержания телепередач:

новости;

репортажи с цехов и ферм;

развлекательные программы.

Интересно, что Геббельс рассматривал возможность встраивание в телевидение механизма обратной связи со зрителем (сейчас это называют интерактивностью), а также использовать его как клапан для выпуска недовольства. Об этом говорят следующие цитаты :

«Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например».

«Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами (т.е. телевизорами) пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека». Однако с началом войны техническое развитие телевидения затормозилось, и оно не сыграло существенной роли в пропагандистской активности этого периода.

Пресса также была поставлена под жесткий контроль . Все оппозиционные издания были запрещены, из редакций были изгнаны либералы и евреи. Газеты, принадлежавшие евреям, экспроприировались. Качество материалов газет и их острота резко упали и, соответственно, упал интерес населения.

До уровня искусства поднялась при Геббельсе организация массовых мероприятий. К ним относились митинги, съезды, парады и пр. Личным изобретением Геббельса были введение в нацистский оборот исключительно красочных ночных факельных шествий, вовлекавших тысячи молодых людей.

Образцом нацистской пропаганды является Берлинская олимпиада 1936 г., срежиссированная Геббельсом. Надо, отметить, что Гитлер первоначально был против проведения Олимпиады, поскольку считал унизительным для «арийский» спортсменов соревноваться с «не-арийцами». Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить вождя пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. По его утверждению, проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским материалом. Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев.

Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами:

Скульптуры на олимпийском спортивном комплексе в Берлине

И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом.

Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. писал: «Боюсь, что нацисты преуспели в своей пропаганде. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов». Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества.

Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы - многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин . Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т.ч. и в пропагандистских лентах.

Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство.

Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате.

Тема вождя. Повторяющийся лозунг: «Один народ, один рейх, один вождь».

Плакат "Один народ, один рейх, один вождь"

Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью»:

Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно.

С 1939 г., естественно, много места занимала тема войны, героизма на фронте, жертв во имя победы и примыкавшая к ней тема трудового героизма.

Плакат "Как мы воюем, так и ты работай на победу!"

Также в военной пропаганде широко использовалась тема врагов: евреев, большевиков, американцев. К концу войны эта тема приобрела оттенок «страшилки» - «Лучше умереть за Родину, чем попасть в лапы кровожадных жидо-коммунистов».

Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны, когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты. Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление.

Внешняя пропаганда добивалась следующих целей

Убедить население в дружественности Германии, необходимости «союза» с ней. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т.д. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии:

Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти.

Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала.

Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!». Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»:

Стимуляция трудового энтузиазма - «Все для фронта!».

Запугивание населения зверствами большевиков. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. «Лучше умереть, чем попасть им в руки!».

Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов. Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото- и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений . Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами - и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей» . Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. К таким случаям относится Катынское дело и убийства в Неммерсдорфе .

Катынь или Катынский лес - место массового расстрела и захоронения на месте советского пионерского лагеря польских офицеров, попавших в плен к Красной армии в 1939 году. По утверждению немецкой пропаганды, расстрел был произведен НКВД. По советской версии, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г. и были расстреляны немецкой стороной.

В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Росархив опубликовал секретные документы по этому делу.

В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные мерзкие подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях.

Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом : «...пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить». Тем не менее, он оставался верен себе до конца - и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.

Пропаганда - сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии. Наряду с военной мощью она - один из столпов Третьего рейха.

22.Хазанов Б. Творческий путь Геббельса. // «Октябрь». - 2002. - №5

23.Черная Л. Коричневые диктаторы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999

Вы знаете, как оболванить целую нацию?

Как заставить клерка стать убийцей? Как превратить тысячи добродушных и толстых бюргеров в орды фанатичных палачей? Мы тоже не знаем. Зато доктор Геббельс отлично знал.

Внешне рейхсминистр Геббельс меньше всего был похож на истинного арийца. Тем не менее именно он стал основным черлидером на нацистском поле и оставался им до последней своей минуты. Даже за несколько дней до самоубийства, когда все, от детей до старух, уже знали о неизбежной капитуляции Германии, глава имперского министерства пропаганды буквально завалил Берлин листовками, предприняв последнюю попытку поддержать боевой дух германских войск.

Пропагандист он был исключительно одаренный, его идеи восприняли более 80 миллионов немцев. В конце концов Геббельс сам оказался жертвой собственных достижений - ведь если бы он в свое время решил заняться не политикой, а, например, продвижением пылесосов, то почти наверняка остался бы в живых. Однако Йозеф Пауль Геббельс сделал неверную ставку, взявшись пропагандировать концепцию гляйхшалтунг - политическую программу нацистов, направленную на подчинение всей жизни немцев интересам нацизма. Под контролем Геббельса оказались кинематограф и пресса, радио и театр, спорт, музыка и литература.

Убеди себя сам Основными принципами пропаганды Геббельса были размах, простота, концентрация и полное отсутствие правды. Именно лживая информация позволяла видоизменять сознание толпы: ”Ложь, сказанная сто раз, становится правдой. Мы добиваемся не правды, а эффекта. Вот в чем секрет пропаганды: те, кого предполагается ею убедить, должны быть полностью погружены в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что они ими поглощены. Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся”, - писал Геббельс.

Хорошие учителя Геббельс с успехом использовал эффективные методы американцев, которые традиционно ловко манипулировали массовым сознанием: будничный рассказ (когда по радио и на ТВ спокойным голосом сообщалось об убийствах, насилии и расстрелах), эмоциональный резонанс (способ, снимающий психологическую защиту толпы и выбивающий эмоции даже из достаточно флегматичных людей) и многое другое. Кроме того, Геббельс непрерывно тиражировал лозунги собственного сочинения, писал и переписывал тексты для агитационных плакатов и листовок, проводил бесконечные митинги и собрания, превращая их в феерические шествия, карнавалы и парады в честь ”нового мессии” - Гитлера. Большая часть подобных мероприятий проводилась исключительно в вечернее время, когда физические и психические возможности человека ослаблены.

Пресса Под строжайшим контролем Геббельса оказались абсолютно все журналы и газеты. От СМИ министр требовал лояльности к нацистскому режиму и строгого соответствия национал-социалистическим идеям. И вся пресса послушно запела о превосходстве одной расы над другими, о существовании биологического неравенства, о ”высшей цивилизации”. Чтобы держать прессу под контролем, Геббельс ежедневно курировал огромное количество (некоторые историки называют цифру 3600) германских газет и журналов, требуя от редакторов отчетности и лично раздавая указания. По особой статье шли иностранные корреспонденты: стремясь создать в мировой прессе положительный образ нацизма, рейхсминистр акцентировал внимание на том, что гитлеровцы ликвидировали безработицу, улучшили условия труда, повсеместно распространяли здоровый образ жизни. Но чаще всего Геббельс попросту подкупал приезжих журналистов.

Радио Зная, что устное слово сильнее печатного, Геббельс создал из радиовещания основное орудие фашистской пропаганды: с утра до ночи радиостанции превозносили фюрера,называли его предвестником начала золотой эры арийской нации, твердили об истинном патриотизме и грандиозных задачах, вставших перед немцами. От щедрот нацистов перепало, опять же, иностранцам: в 1933 г. рейхсминистр утвердил программу радиовещания за границу - с постановками и концертами, нафаршированными скрытой нацистской пропагандой. Так, по приказу Геббельса сентиментальный шлягер ”Лили Марлен” превратился в военный марш и ежедневно транслировался по радио в 21.55. Музыку могли слышать солдаты всех фронтов, по обе стороны линии военных действий.

Кинематограф До прихода нацистов к власти немецкое кино считалось перспективным и самобытным благодаря режиссерам Фрицу Лангу, Петеру Лорре, актрисам Марлен Дитрих и Элизабет Бергнер, актрисе и режиссеру Лени Рифеншталь и еще десятку талантливых людей. Высокий статус германского кино оказался на руку фашистским идеологам, и Геббельс тщательно контролировал кинопроизводство на всех этапах. Одновременно проводилась ”расовая чистка”, вынуждавшая многих кинематографистов покидать Германию, и в темпе создавались антиеврейские фильмы типа ”Вечный жид” и ”Еврей Зюсс”. В последние годы войны Геббельс изменил тактику - он настаивал на производстве кино, которое поддержало бы дух вою-ющей Германии и было бы таким же грандиозным, как признанные пропагандистские шедевры Лени Рифеншталь - ”Триумф воли” и ”Олимпия”. В итоге с 1933 по 1945 гг. (то есть за все время существования Третьего рейха) были выпущены 1363 полнометражные киноленты плюс огромное количество короткометражек и документальных фильмов, и ни один из них не миновал личного контроля Геббельса.

Советы Советам К первому дню войны по приказу Геббельса для народов СССР было отпечатано более 30 миллионов брошюр и листовок, каждая из которых содержала толковую и доступную информацию на 30 языках Страны Советов. Листовки призывали воспротивиться сталинскому режиму и обещали гражданам, согласившимся на покровительство Германии, теплые дома, еду и хорошо оплачиваемую работу. Геббельс технично обрабатывал целевую аудиторию: крестьянам обещал землю, татарам, чеченцам, казакам и другим нацменьшинствам - свободу ”от москалей”, а русским, напротив, освобождение от меньшинств.

Резюме Будьте осторожны: дело Геббельса, как показывает история, не умирает. Никогда не забывайте о главном принципе противодействия манипуляциям: фильтруйте все, что видите и слышите, и будет вам свобода. Как минимум - от опасных предрассудков.

6 принципов гитлеровской пропаганды

Сын Марии Шикльгрубер признался, что искусству пропаганды научился у социалистов. То есть безумного фюрера вдохновили идеи, которые родились от странного союза Маркса с Энгельсом, а еще раньше взбрели в светлые головы Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Первый принцип

Пропаганды должно быть много, очень много. Ее нужно вываливать в массы непрерывно, днем и ночью, во всех территориальных точках одновременно. Избытка пропаганды не бывает, так как народ способен усвоить лишь ту информацию, которую ему повторят тысячи раз.

Второй принцип

Предельная простота любых посланий. Это нужно затем, чтобы даже самый отсталый индивид сумел осознать услышанное или прочитанное: если боец ассенизаторской команды справится с информацией, то школьный учитель переварит ее и подавно. А ведь чем больше людей примут что-либо, тем проще будет справиться с остальными: даже самое продвинутое меньшинство вынужденно последует за большинством.

Третий принцип

Максимальное однообразие ясных, кратких, хлестких посланий. ”Пропагандировать наш лозунг мы можем и должны с самых различных сторон, но итог должен быть один и тот же, и лозунг неизменно должен повторяться в конце каждой речи, каждой статьи”.

Четвертый принцип

Никаких дифференциаций: пропаганда не должна позволять сомневаться, колебаться, рассматривать различные варианты и возможности. У людей не должно быть выбора, ведь он уже сделан за них, а им следует лишь понять и затем принять информацию, чтобы потом уже воспринимать навязанные идеи как свои собственные. ”Все искусство тут должно заключаться в том, чтобы заставить массу поверить: такой-то факт действительно существует, такая-то необходимость действительно неизбежна”.

Пятый принцип

Воздействовать в основном на чувства и лишь в самой малой степени апеллировать к мозгу. Помните? Пропаганда - не наука. Зато она помогает вывести на эмоции многотысячную толпу - и вить из этой толпы веревки. А разум здесь ни к чему.

Шестой принцип

Шок и ложь - вот два кита, на которых стоит совершенная пропаганда. Если людей подводить к той или иной мысли постепенно, не торопясь, должного результата не будет. Если солгать по мелочи - тоже. Поэтому информация должна огорошивать, ведь только шокирующие послания маниакально передаются из уст в уста. Адекватные сведения проходят незамеченными. ”Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются… Масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов… Солги только посильней - что-нибудь от твоей лжи да останется”.

Доктор Йозеф Геббельс - один из самых известных пропагандистов двадцатого столетия. Министр народного просвещения и пропаганды Третьего Рейха. На протяжении долгих двенадцати лет именно его ведомство решало, какие передовицы появятся на первых полосах газет, какие песни прозвучат в радио-эфире, какие фильмы выйдут на экраны кинотеатров и каков будет репертуар на театральных подмостках. Во многом благодаря министерству пропаганды немцы продолжали сражаться на Восточном фронте до самого конца, когда исход войны был очевиден всем и каждому. Многие немцы, не имевшие возможности бежать в тыл, кончали жизнь самоубийством, предварительно убив жен и детей. И сам Геббельс и его супруга тоже покончили с собой, отравив перед этим шестерых своих детей.

Будущий рейхсминистр родился 28 октября 1897 года в городке Рейдт в Рейнланде в семье набожного бухгалтера. Отец мечтал о том, что юный Йозеф станет католическим священником, но его сын мечтал о карьере писателя и драматурга. При финансовой поддержке католического "Общества Альберта Магнуса" прослушал курс гуманитарных дисциплин почти во всех крупных университетах Германии. 21 апреля 1922 года после защиты диссертации "Вильгельм фон Шютц как драматург. К вопросу об истории драмы романтической школы" получил степень доктора философии Гейдельбергского университета. Первая мировая не прервала изучение Геббельсом истории драмы романтической школы - студента-гуманитария призвали негодным к строевой службе из врожденного дефекта - колченогости (одна нога была у него короче другой). Карьера драматурга, о которой он мечтал, не задалась - написанную им пьесу "Странник" ("Der Wanderer") никто не хотел ставить. Не получилось из Геббельса и писателя - роман "Михаэль", повествующий о трагической судьбе Германии, не вызвал интереса у издателей. Роман был закончен в 1924 году, а опубликовать его удалось лишь пять лет спустя, когда Геббельс был уже известным политиком, журналистом, депутатом Рейхстага. До 1924 года Геббельсу приходилось зарабатывать на жизнь, трудясь скромным банковским клерком.
В 1923 году после Пивного путча (9 ноября 1923 г.) - попытки захватить власть в Баварии, вся Германия узнала о существовании Национал-Социалистической Германской Рабочей Партии во главе с Адольфом Гитлером. Судебный процесс над самим собой Гитлер использовал для того, чтобы рассказать всей стране о себе, своей партии и своих взглядах. И Геббельс решил, что эта партия (официально запрещенная после суда) ему подходит. К 1924 году отделение НСДАП появилось и родном городе Геббельса и он не замедлил вступить в эту партию (партийный билет № 8762).


В нацистской партии в то время было сильное левое крыло - часть нацистов во главе с Грегором Штрассером слишком серьезно воспринимали слово "социалистический" в названии НСДАП. К этому радикально социалистическому крылу и примкнул несостоявшийся писатель и драматург. И Штрассер доверил молодому человеку редакторский пост в своей газете "НС-Бриф". Тем временем, в декабре 1924 года, не просидев и года из пятилетнего срока, к которому его приговорили, на свободу вышел Адольф Гитлер. К социализму он относился более чем прохладно и в партии разгорелась между его сторонниками и последователями Штрассера. В ходе этой полемики радикально настроенный Геббельс дошел до требований исключить "буржуа Гитлера" из партийных рядов. Но в 1926 году после личной встречи с фюрером Геббельс безоговорочно перешел на его сторону. Тон статей Геббельса резко сменился - его статьи превратились в настоящие хвалебные оды вождю. И Гитлер по достоинству оценил этот поток славословия - в октябре все того же 1926-го назначил своего нового поклонника гауляйтером (главой партийной ячейки) в Берлин. Сложно сказать, обрадовала ли Геббельса такая честь - Берлин с его обширными рабочими кварталами традиционно был "красным" городом. Партийная ячейка НСДАП в столице насчитывала всего тысячу человек и почти все они были сторонниками Штрассера. А партийный бюджет состоял из одних долгов. Геббельс провел решительную чистку партийных рядов, изгнав из партии почти тысячу человек. Но за счет новых сторонников численность нацистов в Берлине неуклонно росла. Геббельс организовывал митинги и драки с коммунистами. Впоследствии об этом периоде своей политической карьеры он написал книгу "Борьба за Берлин" (Kampf um Berlin, 1934).


Растущую популярность нацистов и их берлинского вожака по достоинству оценили власти Берлина - 5 мая 1927 года нацистская партия и отряды СА в Берлине попали под запрет, а самому Геббельсу запретили любые публичные выступления в городе. Впрочем, запрет не мешает Геббельсу заниматься издательской деятельностью - он выпускает еженедельник "Ангриф". Поднятая им кампания протестов на страницах прессы приводит к отставке начальника берлинской криминальной полиции еврея Вайсса. В том же 1927 году один из подчиненных Геббельса - штурмфюрер (командир роты) СА, начинающий поэт по имени Хорст Вессель положил на мелодию старинной немецкой песни «Der Abenteurer» («Искатель приключений») свои слова, про стиснутые ряды, в которых незримо стоят павшие герои. Получилась бодрая строевая песня, которую охотно исполняли и штурмовики и... коммунисты. Только в оригинале у Весселя маршировали штурмовики, а коммунисты меняли СА на Рот-Фронт (Союз Красных Фронтовиков - военизированные подразделения Коммунистической Партии Германии, главные противники штурмовиков в уличных стычках). Возможно эта песня, так и осталась бы местным берлинским хитом, про который сейчас никто и не вспомнил бы, но благодаря Геббельсу хотя бы название этой песни известно всему миру. В 1930 году ее автор сам пополнил "сомкнутые ряды павших героев", будучи застреленным коммунистом и Геббельс превратил юношу по имени Хорст Вессель в символ борьбы и мученичества, а написанная им песня стала официальным партийным гимном (после 30 января 1933 года она же стала частью государственного гимна, который состоял из двух частей - один куплет из "Немецкой песни", за которым следовал первый куплет "Хорста Весселя"). В 1932 году он использовал в таких же пропагандистских целях смерть Герберта Норкуса, подростка из Гитлерюгенда. Сразу после прихода нацистов к власти, летом 1933 года, киноконцерн UFA оперативно выпустит два фильма, посвященные этим героям - "Ганс Вестмар - один из многих" и "Квекс из Гитлерюгенда".
Но вернемся к "борьбе за Берлин". Запрет нацистской партии не продержался и года - 31 мая 1928 года он был снят. И уже 20 апреля 1928 года Геббельс становится депутатом Рейхстага от города Берлин. 9 января 1929 года к должности гауляйтера Берлина у Геббельса добавляется должность имперский руководитель пропаганды (Reichspropagandaleiter). Одним из "достиженией" Геббельса на этом посту можно назвать то, что в декабре 1930 он добился запрета показа в немецком прокате американской экранизации знаменитого романа Эриха Ремарка "На Западном фронте без перемен".
В 1932 году он убедил Гитлера выдвинуть свою кандидатуру на выборах рейхспрезидента. Гитлер первоначально отказывался. А кроме того, он вообще не мог выставлять свою кандидатуру на какие то ни было выборы - у него не было немецкого гражданства. Гражданства у него не было вообще! После "Пивного путча", опасаясь депортации на родину, он отказался от австрийского гражданства, а немецкое гражданство предоставлять ему никто не спешил. Но 25 февраля 1932 года министр внутренних дел Брауншвейга назначил фюрера атташе в берлинском представительстве этой земли, а присвоение такой должности означало автоматическое предоставление германского гражданства. Геббельс возглавил руководство предвыборной кампанией Гитлера и 13 марта фюрер занял второе место с 30,1 % голосов (первое досталось Паулю фон Гинденбургу - 49,6 % голосов). В 1932 году в Германии выбирали не только главу государства, дважды, с интервалом менее полугода - 4 июня и 6 ноября, проводились выборы в Рейхстаг. Если на президентских выборах Гитлер занял второе место, то на парламентских нацисты добились большего успеха - 37,8 % голосов (230 мест) в июне. В ноябре успехи были уже не столь значительны - нацистам досталось всего 196 депутатских мест. Но к тому времени немцы уже элементарно устали от бесконечных выборов. Как бы то ни было, по конституции Веймарской республики правительство может формировать та партия (или коалиция партий), которая наберет на выборах в Рейхстаг более 50 % голосов. К такому результату нацисты только приблизились летом 32-го. Но в том же году в конституцию Германии было внесено важное изменение - теперь рейхсканцлера (главу правительства) мог по своему усмотрению назначать рейхспрезидент (глава государства). Что он, собственно говоря и сделал, назначив 30 января 1933 года рейхсканцлером Адольфа Гитлера. 13 марта того же года специально для Геббельса организуется Имперское министерство народного просвещения и пропаганды.


И Геббельс сразу же принялся наводить "новый порядок" культурной жизни Германии. Из библиотек были изъяты книги, проникнутые "негерманским духом". Список вредных книг составил 14 тысяч названий 141 немецкого автора. 10 мая 1933 года многие из этих книг полетели в огромные костры. Полновластным диктором в области культуры и средств массовой информации он стал не сразу - за контроль над прессой ему пришлось бороться с Максом Аманном, занимавшим должность Имперский руководитель печати и директор Центрального издательства НСДАП «Эхер ферлаг», в дела искусства пытался вмешиваться Альфред Розенгберг, среди должностей которого была и такая как Уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП. Но властных полномочий у него становится все больше больше - 22 сентября 1933 года им создается Имперская палата культуры, в которую обязаны были вступить все представители творческих профессий. Двумя годами позже к Палате культуры добавляется еще и Имперский сенат культуры (разумеется, тоже во главе с Геббельсом). 14 мая 1934 под контроль Геббельса переходят все театры Германии. Процесс создания фильмов он контролирует еще на стадии написания сценария. Для прессы он выпускает пространные брифинги - инструкции, содержащие обстоятельные указания, как именно освещать те или иные события в жизни Германии и за ее пределами.


О том как Геббельс использовал свое служебное положение знала вся Германия - он часто заводил романы с актрисами театра и кино. Правда, далеко не все принимали его назойливые ухаживания. Например, знаменитая актриса и режиссер Лени Рифеншталь не ответила ему взаимностью. Но размолвка со всемогущим министром пропаганды никак не сказалась на ее блестящей карьере - среди поклонников ее таланта был сам фюрер. Именно он поручил ей в 1934 году снять фильм о Нюрнбергском партийном съезде. В своих воспоминаниях она рассказывает о том, что ее немногочисленная съемочная группа столкнулась с открытым противодействием - но стоило пожаловаться Гитлеру, как тот устроил Геббельсу самый настоящий разнос. Фильм "Победа веры", правда, пришлось положить на полку - там было слишком много Эрнста Рема, убитого во время "ночи длинных ножей". Но годом позже Рифеншталь сняла новый фильм про следующий съезд - "Триумф Воли", признанный классикой мировой документалистики.


Кстати, и знаменитая песня Лили Марлен стала мировым хитом также вопреки воле Геббельса (более подробно об этом мы рассказывали ).


В 1938 году ведомство Геббельса начало подготовку к скорой неизбежной войне. Генерал Кейтель и Геббельс заключают соглашение, регламентирующее ведение пропаганды в военное время. И в том же году начинается создание войск пропаганды. Формируются роты пропаганды со штатной численностью в 115 человек. В состав такой роты входили фотографы, художники, кинооператоры, журналисты. При этом все они проходили и военную подготовку. Приветствовалось и наличие военных специальностей - ведь человек, хорошо знающий военную технику не допустит в своем репортаже досадных ошибок. Так что, среди пропагандистов были не только пехотинцы, но и представители всех родов войск В мирное время солдаты-пропагандисты вели работу среди своих сослуживцев. А в военное время их задачей становилась и работа с противником, для этого этим ротам придавались переводчики и специалисты по странам, которые предстоит покорить. Каждая такая рота предавалась армейскому корпусу.


Именно войска пропаганды делали во время войны знаменитый киножурнал Die Deutsche Wochenschau (Еженедельное немецкое обозрение), появившийся в 1940 году. До этого в Германии были целых четыре киножурнала - Ufa-Tonwoche, Deulig-Tonwoche, Fox Tönende Wochenschau и Emelka-Tonwoche, оставшиеся еще со времен Веймарской Республики. Но тогда их выпускали разные частные кинокомпании, при Гитлере все они попали под жесткий контроль «Немецкого центра еженедельных новостей при министерстве народного просвещения и пропаганды» (Deutsche Wochenschauzentrale beim Reichsministerium für Volksaufklärung und Propaganda). А с началом войны для упрощения производства вместо четырех киножурналов остался один, продолжительностью 45 минут. Его печатали тиражом в 2 тысячи экземпляров и в обязательном порядке показывали перед каждым фильмом. Еще тысяча экземпляров печаталась для иностранных зрителей - киножурнал переводили на 15 европейских языков. Для одного выпуска требовалось 1200 метров пленки, но создатели эффектных сюжетов выбирали лучшие кадры из десятков тысяч метров, отснятых фронтовыми операторами. Этот киножурнал стал любимым детищем Геббельса.
Тем временем к должностям Геббельса добавилась еще одна - 16 ноября 1942 его означают имперским комиссаром обороны Берлина. До битвы за Берлин еще далеко, но интенсивность налетов союзной авиации на столицу Третьего Рейха растет с каждым днем. А 1 апреля 1943 года становится имперским президентом Берлина. Провалу переворота 20 июля 1944 года способствовало не только неудачное расположение взрывного устройства в ставке Гитлера, но и решительные действия Геббельса на посту главы Берлина.


18 февраля 1943 года он произносит в берлинском Дворце Спорта свою знаменитую речь о тотальной войне. А 25 июля 1944 года он становится имперским уполномоченным по этой самой тотальной войне - он организует отряды фольксштурма. Третий Рейх бросает на фронт стариков и подростков - свой последний резерв. Ведомство Геббельса всеми силами создает страшный образ врага - кровожадных дикарей с Востока, которые идут грабить, насиловать и убивать. В 1943 году Геббельс дает пространные, объемом в десятки машинописных страниц, инструкции прессе о том как именно нужно освещать расстрел польских офицеров в Катанском лесу. В этом деле он контролирует каждую мелочь - весь мир должен ужаснуться жестокости русских варваров (в годы перестройки наша страна взяла вину за этот расстрел на себя, но официального судебного процесса не было и юридически наша вина не доказана). В октябре 1944 года советские войска несколько дней удерживали немецкий городок Немерсдорф в Восточной Пруссии. 23 октября немцы отбили этот городок и нашли там 11 тел расстрелянных мирных жителей. Стараниями Геббельса этот инцидент превратился в настоящую бойню - число жертв выросло в 6 раз. Все женщины в Немерсдорфе якобы были изнасилованы, убиты, их обезображенные тела были приколочены гвоздями к дверям сараев. Непрерывная истерика в геббельсовской прессе, действительно, стоила жизни тысячам немецких женщин и детей - при приближении наших войск их убивали мужья и отцы, прежде чем покончить с собой.
Впрочем министерство пропаганды занималось не только запугиванием, оно пыталось и поднять боевой дух защитников рейха. Например, в январе 1945 на экраны немецких кинотеатров выходит масштабная историческая драма "Кольберг", повествующая о героической обороне этого города во время наполеоновских войн. Кольберг тогда выдержал двухлетнюю осаду и не сдался французам. Бюджет фильма составил астрономическую сумму в 8 миллионов марок, а в роли статистов снялись солдаты, отправленные на съемочную площадку прямо с передовой. Но в январе 45-го никакие исторические кино-драмы на исход войны повлиять не могли (а сам город Кольберг был взят советскими войсками сразу после премьеры фильма). Приближался закономерный финал - советские войска форсировали Вислу и Одер и приближались к Берлину. Геббельс и его семья остались вместе с Гитлером в бункере под руинами Рейхсканцелярии. 30 апреля Гитлер покончил с собой, оставив Геббельса своим преемником на посту рейхсканцлера. Главой правительства Германии Геббельс пробыл всего один день. Он попытался договориться с русскими о перемирии, но советское командование рассматривало только один исход переговоров - безоговорочная капитуляция.


1 мая 1945 года Йозеф и Магда Геббельсы отравили цианистым калием всех шестерых своих детей. Потом Геббельс застрелил супругу и застрелился сам.
Многие наработки ведомства Геббельса использовались в пропагандистской борьбе с нашей страной в годы холодной войны и перестройки, используются они и в наши дни. Из его творческого наследия остались невостребованными только многочисленные антисемитские материалы, а из остального многое используется даже без изменений. Например, стоит вспомнить