А. Гладкий        12.01.2024   

Кто грамоте горазд тому. Кто грамоте горазд, тому не пропасть

В Международный день грамотности в детской библиотеке им. А.П. Гайдара прошла акция «Город с книгой».

Утром в Гайдаровку на встречу с орловским поэтом Валентиной Ивановной Корневой пришли четвероклассники школы № 24 им. И.С. Тургенева. Весело и интересно прошла праздничная программа " Почитаем, поиграем, время с пользой проведем«. Валентина Ивановна читала свои стихи, загадывала загадки, играла в игры с ребятами. Многие ее стихи четвероклассники с удовольствием читали вслух. Затем она познакомила детей со своими новыми стихами из будущего детского сборника. Стихи школьникам понравились.

В 12 часов для четвероклассников лицея № 22 состоялась познавательно-игровая программа «В гостях у Грамотея».

Сначала ведущий библиотекарь Савицкая Светлана Владимировна рассказала школьникам о книгах, представленных на выставках «Русский язык на «Отлично», «В гостях у Грамотея» и «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Светлана Владимировна познакомила школьников с интересными фактами со словами в русском языке. Ребята узнали, что единственное односложное прилагательное в русском языке - злой; что всего 3 исконно русских слова начинаются на букву «А»: аз, азбука,авось; что почти все слова, где есть буква «Ф»- заимствованные. А.С. Пушкин очень гордился тем, что в его «Сказке о царе Салтане» буква «Ф» встречается всего в одном слове «Флот». А во фразе «Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю» собраны все буквы русского языка.

Затем дети играли в литературные игры, отгадывали загадки, решали кроссворды, а главное - читали вслух отрывки из известных произведений, стоящих на книжных выставках в читальном зале.

В конце программы четвероклассники активно участвовали в мини-акции «Говорящая закладка», итоги которой подвели в конце дня. В акции приняли участие два класса, участвовавшие в мероприятиях, а также читатели библиотеки. На выставке для акции были представлены 15 книг разных детских авторов. Книги выбрали сами ребята, приходившие в библиотеку за неделю до голосования.

Подводя итоги акции, мы были приятно удивлены, что на первом месте оказалась книга А.Гайдара «Тимур и го команда» - 25 голосов. На втором месте книга Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино» - 19 голосов. На третьем месте книга А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» - 17 голосов.

Художественная литература является образцом жизни. В ней много примеров хороших, воспитанных героев, на которых хотят быть похожими дети. Знакомясь с классическими произведениями, ребёнок развивает свою речь, обогащает её новыми словами. Процесс чтения воспитывает в маленьком читателе усидчивость, внимательность, умение сопереживать.

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Староминской Краснодарского края

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД,
ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ».

Выполнила: учитель Иващенко Н. Г.

2011 год

Эпиграф. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (Пословица)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться.

Проблема формирования орфографического навыка в коррекционной школе является одной из ведущих в курсе русского языка. Учить школьников с ограниченными возможностями здоровья правописанию достаточно сложно.

В настоящее время работа по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать - вещи разные! Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап - это применение правила на практике на основе алгоритма.

Я считаю, что одна из главных целей на данном этапе обучения - научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, является умение «видеть» и «слышать» орфограмму (орфографическая зоркость) при письме и знать, как найти способ ее проверки.

Но это и является основными трудностями учащихся: обнаружить орфограмму, найти решение орфографической задачи. Так как это требует владения морфологическим анализом слов, достаточным лексическим запасом, способностью выбирать необходимые проверочные слова.

Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные варианты ответов, дифференцировать знания, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Работу исследовательского характера в коррекционной школе удобно проводить при работе над словом. Я остановилась на словарно-орфографической работе на уроке.
Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема данного исследовательского проекта достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской позиции учащихся на уроках русского языка.

Задача состоит не только в том, чтобы обучить детей грамоте, но и в том, чтобы сделать процесс увлекательным и развивающим. Русский язык – это интересно, хотя и трудно.

ЦЕЛЬ:

Найти орфограммы русского языка на фантиках от конфет.

ЗАДАЧИ:

    Изучить названия разных конфет.

    Формировать орфографическую зоркость.

    Вырабатывать устойчивые навыки правописания.

    Учить употреблять правила на письме.

    Учить успешно преодолевать орфографические трудности.

    Развивать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность).

Объект исследования: упаковка кондитерских изделий

Предмет исследования: орфограммы русского языка

Гипотеза исследования: в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.

Методы исследования: сравнение, обобщение, систематизация, сравнительный анализ.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Учащиеся четвертого, пятого, класса школы-интерната.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Проект долгосрочный: с сентября 2009 года по февраль 2011 года.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

    Погружение в проект.

Начать работать с фантиками от конфет мы с детьми решили случайно, неожиданно. Дети работали над этим вопросом в 4 и 5 классе, некоторые ученики продолжают эту работу и сейчас.

Зная, что жизнь детей тесно связана со сладостями, конфетами, на одном из уроков в начале 4 класса, когда мы повторяли правило проверки парной согласной в корне слова, я угостила ребят карамельными конфетами «Ягодная».

Дети удивились: «Почему на уроке русского языка – конфеты?».

Были разные предположения.

Вспомните, как звучит тема урока. Что вы видите на фантиках от конфет?

И мои ученики увидели парную согласную, которая требует проверки, вспомнили, что слово «ягода» - словарное и его написание нужно запомнить. Тогда я предложила ребятам проводить исследовательскую работу с фантиками от конфет, приносить на урок и защищать свою работу.

Дети превратились в маленьких учёных. Найти фантик с орфограммами, приготовить объяснение каждого правила, а для этого надо заглянуть в учебник, подобрать проверочные слова, да ещё достойно защитить свою работу у доски перед классом: говорить надо кратко и точно (правило и доказательство). Такая работа обязательно оценивается.

В магазине у витрины с конфетами теперь и я сначала нахожу орфограммы в названиях конфет, только потом обращаю внимание на цену.

За полтора года исследований накопилось много фантиков.

Эта работа стала самой любимой работой моих учеников. И тогда я предложила детям выполнить проектную работу.

2.Организация деятельности.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования. Основываясь на этом, я предложила моим ученикам самим выбрать вид работы с фантиками от конфет и форму презентации результатов своей деятельности. Со своей стороны я, конечно, оказала детям помощь: предложила несколько видов, а далее – выбор за ними.

3.Осуществление деятельности.

Класс разделился на три группы. Первая группа готовила карточки для индивидуальной работы на уроках письма и развития речи. Для этого детям нужно было классифицировать фантики в зависимости от орфограмм в их названиях, подобрать различные виды заданий. Вторая группа составляла кроссворды, в которых ключевое слово – название конфеты. Но при этом нужно было выполнить условие: все слова в кроссворде должны быть связаны с русским языком. Третья группа сочиняла загадки, отгадками которых являлись названия конфет. А один из учеников рискнул выполнить презентацию, как результат исследования орфограмм на фантиках от конфет. И закипела работа…

4.Презентация результатов.

Свои работы ребята представили на классном часе, посвященном Международному Дню родного языка «Русский язык – нам есть чем гордиться» 21. 02. 2011года.

5.Конечный продукт деятельности.

Конечным продуктом исследовательского проекта стали работы учащихся: индивидуальные карточки для работы на уроках письма и развития речи, кроссворды, загадки, презентация PowerPoint.

6.Реализация проекта.

Индивидуальные карточки постоянно находят применение на уроках письма и развития речи, презентацию использовали на своих уроках учителя русского языка. Данный опыт работы я, как учитель, распространяла на заседаниях методического объединения учителей общеобразовательных предметов среди педагогов школы.

Вывод: Названия конфет требуют бережного, глубокого изучения и являются ценнейшим источником для изучения орфограмм русского языка.

Работы учащихся.

Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Не складна челобитная складом, складна указом (смыслом).

Не складна (не красна) письмом, складна (красна) вымыслом.

Не красна книга письмом, красна умом.

Он учился на медные деньги.

Мы, бедные, учимся на медные, а богачи на рублевички.

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (перо).

Голову отрежу, сердце выну, дам пить, будет говорить (то же).

Сверху пушисто, снизу остро, всунешь - сухо, вынешь - мокро (то же).

Мал малышок, а мудрые пути кажет (то же).

Родился от плоти, а крови нет; грамоты не знаю, а век пишу (то же).

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).

Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся (то же).

Земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий).

Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет (письмо).

Ни небо, ни земля, собой бела: двое глядят, трое работают, один повелевает (то же).

Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы, перо, глаза, ум).

Не евши блюет; а что выблюет, опять уплетает (песочница).

В Москве рубят, а сюда (а к нам) щепки летят (письма, газеты).

В лесу (в Питере, в Москве, в городе) дрова рубят, а к нам (а по всем городам, деревням) щепки летят (то же).

Идет ни мужик, ни баба, несет ни пирог, ни сгибень (письмо).

Посол - что мех: что в него вложишь, то и несет.

Умному послу не велик наказ, а за глупым послом не ленись, сам идти.

Дурака пошли, да сам следом иди!

Пошли дурного, а за ним и другого (малороссийск.).

Его пошли, да и сам за ним иди!

Пошли Ивана, за Иваном болвана, за болваном еще дурака, так и сам иди туда!

Семерых пошли, да сам вслед иди!

Чем семерых посылать, ин самому побывать.

Не кота обувать, да за вами посылать (коли все ушли).

Его хорошо за смертью посылать.

Ушел Вавило по мотовило, да, видно, лесом задавило.

Ушел посол и утонул в рассол.

Коли не удавится, то назад явится.

Лук, что царь, стрелы, что посланнички.

По посольству и почет. По посольству и ответ держат.

Посла ни казнят, ни рубят. Посла ни куют, ни вяжут.

Посла ни секут, ни рубят, а только жалуют.

Чей посол, того (тому) и почет (и честь).

У Николы две школы: азбуки учат да кануны твердят.

Без складу по складам, без толку по толкам.

По складам, так не грамотей.

Читает, как пономарь (как псалтырь).

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Фита да ижица - к ленивому плеть ближится.

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

За аз да за буки, так и указку в руки.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Грамоте не знает, а цифирь твердит.

Како он - кон, буки ерык - бык, глаголь аз - глаз.

Ер да еры - упали с горы, ерь да ять - некому поднять.

По грамоте осекся, цифирь не далась.

Книгами не лодыгами играть. В книги не в чурки.

Ныне много грамотных, да мало сытых.

Перо сохи легче. Грамотей - не пахарь (не работник).

И сам тому не рад, что грамоте горазд.

Уела попа грамотка.

Книга-то книга - слово-то слово! На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о малограмотном попе).

Эко диво: поглядишь - чистехонько; погладишь - гладехонько, а станешь читать - везде задевается (сказал дьячок).

Гражданская грамота от антихриста.

Все товар, и мусор товар, а книги не товар (сказал гражданин Канкрин, когда Смирдин просил ссуды под свою библиотеку).

Книга - в ней два листа, а середка пуста.

Книга, а в ней кукиш да фига.

Бумага терпит, перо пишет. Перо скрыпит, бумага молчит.

Перо смелее (ходчее) языка. Язык коснеет, а перо не робеет.

Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.

Написано пером, не вырубить и топором.

Напишешь пером, что не вывезешь волом.

Вертит пером, что веретеном (что черт крючком, хвостом).

Бумажки клочок в суд волочет.

Читай, не вертись, а что написано, не сердись.

Врет по-печатному. Врет, как газета. Супротив печатного (газетного) не соврешь.

Лучше печатного не скажешь. Говорит, как книга.

Это вилами писано (т. е. надвое, неверно).

Пишет грамотки, да просит памятки.

По старой памяти, что по грамоте. Живая грамота.

По-писаному, что по-тесаному. По-сказанному, что по писаному.

Уложенье читает, а дела не знает.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Немного читай, да много (да побольше) разумей!

Писано переписано, село Борисово (говорит о письме незнающий грамоте).

Это не при мне (не при нас) писано.

Писано на решете, с подкладкой полотенца (неразборчиво).

Бумага некупленная, письмо домашнее.

Писал Макарка своим огарком.

От стены пишет (от правой к левой, еврей или татарин).

Где чихнуть пришлось - запятая; где икнулось - двоеточие, а где табаку понюхать - точка.

Письмо - словно куры набродили.

Курячьи ножки, крючки да присошки.

Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой).

Тарабарская грамота (всякое цифирное письмо).

Словно маку насеял (мелкое письмо).

Пишет, словно разводы разводит (крупно и медленно).

Писали писаки, а прочтут собаки.

Писал писачка, а имя ему собачка.

Это писал такой, что перо за ухом (дока).

Пишет, как черт шестом по Неглинной (улица в Москве).

Пиши знай: кому надо - разберет.

Не пером пишут, умом.

Есть у меня дома книга, которая будет обязательно открыта в первый снег или сильный дождь, в день рождения нового человека или церковный праздник… Вы, конечно же, догадались, я говорю про «Русский народный календарь». Наши предки придавали большое значение этому календарю и знали православные праздники, именины, приметы и обычаи наизусть. К чему я это, 14 декабря – День Наума Грамотника! Вот «на носу» рождественские праздники, разгар зимних гуляний, а наши деды-прадеды азбуку учить, да за книгой сидеть! Почему?


Наши прародители обучению грамоте придавали большое значение – «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит». По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте. До 18 века обучение крестьянских детей происходило в семье – личным примером, «практикой» в полях, былинами и преданиями. В 1768 году был издан «Устав народных училищ в губернских и уездных городах» и началось строительство школ, в основном церковно-приходских.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. Вот и поговорки про это сложили: « Батюшка Наум, наведи меня на ум» , «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум».


Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. Почему именно живший в 7 веке до нашей эры пророк стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше.

Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом учителя, которого почитали особо, работу его считали важной и трудной.

Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь».

Крестьянские дети, помогавшие родителям убирать урожай, начинали учиться лишь с окончанием страды. Мы отмеряем время по дням, годам, месяцам, но у наших совсем не дальних предков было другое исчисление — по церковным праздникам и постам. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какого-либо одного, а чаще нескольких святых — поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас чисел и месяцев. Провинциальное дворянство также вело счет дням не по официальному календарю. Достаточно процитировать отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов», чтобы представить типичную картину того времени: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа...».

Сегодня как раз 14 декабря и почему бы нам с вами не заняться образованием? И, поскольку, вы дочитали пост и явно владеете грамотой (от греческого grammata - чтение и письмо), то предлагаю небольшую перемену и сделать зарядку для ума.

Кто справится с задачкой пишите в комментариях за сколько секунд)))

У бабы Маши было три кота: чёрный, рыжий и полосатый. Назвала их бабуля Черныш, Рыжик и Полоскин. Но имя котиков не совпадает с мастью! Как зовут котов, если самый тёмный из них Полоскин?

Международный день распространения грамотности и отмечаются в один день, 8 сентября. В этом есть символичность, поскольку журналистика есть профессия человека грамотного, человека пишущего. Но и - человека, отвечающего за свои знания, за свое слово.

Порой - жизнью, как чех Юлиус Фучик, казненный "за профессию" в этот сентябрьский день 1943 г. (В честь его трагической кончины и учрежден этот памятный День.) Нам известны и имена новейшей истории - Влад Листьев, Пол Хлебников, Анна Политковская, Георгий Гонгадзе... А для скольких журналистов "горячие точки" становятся последними точками в их жизни!

В 2006 году Международный день грамотности отмечался 40-й раз. Генеральный директор ЮНЕСКО (организации, учредившей День грамотности) Коитиро Мацуура подчеркивает: "Грамотность важна не только сама по себе, это еще и, по всеобщему признанию, один из важнейших факторов развития. Именно поэтому недооценка этой ее роли вызывает серьезную обеспокоенность". По его словам, грамотность - это еще и "рычаг для осуществления перемен и средство содействия развитию общества".

Трудно не согласиться. А для жителей, в частности, Украины это становится крайне актуальным. Поскольку утрачивающим грамотность народом легче управлять как стадом. На это указывал еще древний китаец Конфуций. В отсутствие образованности и способности к критическому анализу, при историческом беспамятстве народ легко доверяется любым проходимцам, любым лжевождям, действующим в стиле сектантских проповедников. Вчера они говорили одно, сегодня другое, они лгут, распушив красивые ресницы или выкатив "честные" очи, и на удивление легко "впаривают" безграмотным любую "лапшу на уши".

Однако у нас были предки, с которых стоит брать пример неукоснительно. Древнерусские летописцы говорят, например, о мудрости русского князя Ярослава начиная с "похвалы книгам", помещенной под 1037 годом в "Повести временных лет". Уподобив князя ветхозаветному Соломону, летописцы утверждают, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой был посвящен главный храм Константинополя.

Наши пращуры знали цену грамоте и мудрости. Не случайно Ярослав Мудрый стал почитаться христианами сразу после смерти; впервые как святой он упоминается у Адама Бременского, который в "Деяниях первосвященников Гамбургской церкви", датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича он называет святым. (Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской Православной Церкви, и лишь 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесен в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля /5 марта было внесено в месяцеслов как день поминовения Благоверного князя Ярослава Мудрого.)

Наши предки были остры на слово и сметливы, говоря: "Побольше грамотных, поменьше дураков". Но мы, похоже, не торопимся выполнять их заветы. Мы бросаемся во все тяжкие, легко отторгая собственные завоевания. А ведь у нас была самая сильная образовательная система в мире! Но нам - кровь из носу - хочется быть в Европе! Или - "как Европа". Очень сомнительно. Скорей, и свое потеряем, и чужого не обретем. Кто пытался осмыслить ситуацию с уровнем грамотности нынешних молодых граждан Украины, тот понимает, что нынешние золотые медалисты и краснодипломщики, даром что увенчиваемые сертификатами европейского образца (в соответствии с Болонским соглашением), уступают по уровню образования твердым троечникам 70-80-х советских годов. Переход к формализованному тестированию, исключение, скажем, из экзаменов сочинений по литературе или истории (о преподавании истории - вообще разговор отдельный), - нанесли явный ущерб (восполнимый ли?) нашей общей грамотности, способности молодых граждан к самостоятельному мышлению. Вынос за скобки русского языка, определение его в "иностранные" (а русской литературы в разряд "зарубежная") нанесли и продолжают наносить последние удары по общей образованности. Похоже, кому-то выгодно превратить нашу страну во всеобщий хутор. Ну, с пасекой-то малообразованный человек худо-бедно справится, у нас есть яркие примеры, а вот как быть с современными технологиями, с управлением такой огромной страной, как Украина?

Украинская поговорка, которую нам щедро подарил в своем поучительном собрании луганчанин Владимир Даль, гласит: "Пошли дурного, а за ним и другого". Есть и такой, "чисто русский", вариант: "Пошли Ивана, за Иваном болвана, за болваном еще дурака, так и сам иди туда!" То есть ПОСЛЕ ДУРАКА ВСЕ РАВНО ПРИДЕТСЯ ВСЁ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ! Читаешь и видишь в этой картинке многих украинских горе-политиков. Это о них сказал наш мудрый народ: "По грамоте осекся, цифирь не далась". Хорошо их видно, как на ладони, этих нынешних сочинителей мудрых указов. Перо скрыпит, бумага молчит. Язык коснеет, а перо не робеет. Прочтешь нынче иной указ, а за ним второй-третий-четвертый, и как тут не вспомнить: "Книга, а в ней кукиш да фига".

Поглядишь на иного раскольника, да опять Даль подскажет: "Уела попа грамотка".

Так что, дорогие сограждане, будем же не по дипломам (которые сейчас покупаются, как и экзамены, - "как бы резвяся и играя"), а по-настоящему грамотны, ведь ученье - свет, а неученье - тьма.

И, опять-таки, не следует нам забывать уместное в канун выборов - хоть в Раду, хоть в Думу: "Дурака пошли, да сам следом иди!" Смотрите, кто работает, а кто лишь языком чешет и разруху, раздор сеет.

Разумейте грамоте!
г.Харьков

На снимке: памятник Ярославу Мудрому у Национальной юридической академии в Харькове. Фото автора