Здоровье        25.05.2022   

Есенина «Анна Снегина» и «Черный человек» - два контрастных поэтических отражения одной эпохи: идейный пафос, жанровая специфика, образная система. Поэмы С.А

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью - к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.

Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям. В результате ряда революционных восстаний возникли первые политические партии, таким образом, народ стал полноправным участником общественной жизни. Кроме того, на развитие отечества оказали влияние глобальные потрясения: в 1914-1918 гг. Российская Империя была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг., ее раздирала гражданская война. Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, называется уже эпохой «Советской республики». Есенин показал этот переломный момент истории на примере судьбы маленького человека – самого себя в лирическом образе. Драматизм эпохи находит свое отражение даже в размере стиха: трехстопный амфибрахий, который так любил Некрасов и использовал, как универсальную форму для своей обличительной гражданской лирики. Этот размер более соответствует эпосу, чем легким стихотворениям Сергея Александровича.

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность: «Село, значит, наше Радово…». Использование топонимов в книге не случайно. Они важны для создания метафорического пространства. Радово - это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново.

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Это был самый насыщенный творческий период поэта, когда ему писалось легко, как никогда прежде. И это объемное произведение он писал залпом, работа приносила ему неподдельную радость. В итоге, получилась автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события - это эпическое начало; любовь героя - лирическое.

О чем поэма?

Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», - отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он - вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Поэма "Анна Снегина" справедливо полагает одним из наиболее больших по значению и масштабом созданий Есенина, произведением итоговым, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой


Поэма писалась в Батуми осенью и зимой 1924-1925 г. г., и Есенин в письмах к Г. Бениславской и П. Чагину отзывался о ней как о наилучшей из всего, что он написал, и жанр ее определял как лисичанскую. Но вопрос жанра поэмы в советском литературоведении стал дискуссионным. В. и.Хазан в книге " Проблемы поэтики С. А.Есенина" (Москва - Грозный, 1988) представляет ряд исследователей, который соблюдается мысли, которые в поэме превалирует эпическое содержание (А. З.Жаворонков, А. Т.Васильковский - точка зрения последнего со временем эволюционировала в сторону отнесение поэмы к лирико-повествовательному жанру), и их оппонентов, которые признают доминирующей в поэме лирическое начало (э. Б.Мекш, Е. Наумов). Ученые В. и.Хазаном противопоставляются и по другому признаку: на те, кто считает, что эпическая и лирическая темы в поэме развиваются рядом, сталкиваясь лишь временами (Е. Наумов, Ф. Н.Пицкель), и тех, кто усматривает "органичность и сращение" обеих линий поэмы (П. Ф.Юшин, А. Волков). Сам же автор солидаризируется с А. Т.Васильковским, что на примере конкретного анализа текста показывает, как "взаимозавязиваясь и взаимодействуя, органически чередуются в ней лирический и эпический образа художественного отображения жизни. В эпических фрагментах зарождаются лирические "мотивы" и "образи", которые, в свою очередь, внутренне подготавливаются эмоционально-лирическим состоянием автора-героя, и этот глубоко мотивированный общим поэтическим содержанием поэмы взаимопереход эпического в лирическое и наоборот представляет йй основной идейно-композиционный принцип" (35; 162).


В основу поэмы легли события перед - и послереволюционной России, которое добавило произведения эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с "девушкой в белой набавке" предоставляет поэме проникновенный лиризм. Эти два взаимопроникающих начала становятся определяющими в сюжете поэмы, согласно сказываясь в стиле и интонации произведения:


"Передавши чувство нежности, что автор подвергал испытанию к никогда любимому человеку, рассказав о всем, что пережил "под наплывом шестнадцати лет", он дал объективное и закономерное разрешение лирической теме. "Анна Снегина" - это одновременно и "объяснение с женщиной" и "объяснение с эпохой", причем первое явным образом подчинено второму, потому что в основе поэмы, наперекор ее локальному, именному названию, лежит рассказ о революционной ломке в селе. При неослабевающем звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры" (41; 93).



Но в сегодняшней полимике об "Анне Снегиной" на первый план выступают не теоретические проблемы, а вопрос современной интерпретации героев. И здесь маятник оценок качнулся в другую крайность: из сельского активиста Прон превращается у преступника и убийцу:


"... Прон - преступник и убийца в глазах не только мельничихи, а и, как мне кажется, любого морально здорового человека. Он лишенное сожаления к старому Снегиной, что потеряла на войне зятя, непочтительно относится к односельчанам, считая "тараканьим отродьем". Но к своему незначительному, что утратили элементарная гордость братнины удивительно доброжелательный, допускает его в Раду. Это или принципиальность "предводителя масс", тем более в селе, где каждый шаг на глазах?" (18; 32)



Отправной точкой для подобных трактований образа Прона Оглоблина есть беспристрастный отклик о нем мельничихи как о булдижнике, драчуну, грубияне, а потом субъективная мысль старой женщины сводится в ранг объективной истины. Мельничиху нередко считают "воплощением крестьянского здорового толка, с которым невозможно спорить" (16; 8, 138). Однако, это не совсем так. Ведь, если верить ее словам, то все криушане без исключения - "воровские души" и "их нужно бы в тюрьму за тюрьмой". В ее оценках ощущается явное преувеличение, тем более, что чаще всего она судит не спустя, что видела собственными глазами, а по словам "прихожан".


Что же касается убийства Проном старшини, видимо, здесь были свои веские основания. Автор не разворачивает эпизод в подробную сцену и не объясняет мотивов учинку Прона, но свидетель что состоялся - извозчик - отмечает: " В скандале убийством пахнет И в нашу, и в их вину". И, говоря о Проне как о вбивцю, наверное, нельзя забывать и о том, что его самого " в двадцатом годе" расстреляли деникинцы, который предоставляет его образу драматический оттенок. И утверждение об "странной доброжелательности" к брату Лабуте необходимо признать полным недоразумением, потому что Прон подвергал испытанию относительно него совсем другие чувства, и об этому недвусмысленно сказано в поэме: "Он Прону извлекал нервы, И Прон материл не судом". А о какому-нибудь "допущенные" Лабути в Раду в поэме вообще не упоминается


Нужно сказать, что новая интерпретация образа Прона независимая от стереотипов, в ней присутствующие бесспорные и неопровержимые наблюдения, но лишняя полемическая резкость мешает судить о персонаже трезво и спокойно, как он этого заслуживает. Особенно это проявляется в обобщениях, которые тоже едва ли можно признать оправданными: "... Победа революции привлекает Прона перспективой новых расправ, но уже не над одним старшиной, а над "всеми" (18; 32).


Больше взвешенная и не входит в противоречие с текстом оценка А. Карпова: вид Прона в поэме "не то, чтобы снижено, но, так сказать, немного обитовлен. Баба-мельничиха говорит о бедняцкого предводителя: "Булдижник, драчун, грубиян. Он вечно на все озлоблен, Из утра по неделям пьяный". Но и поэт отдает предпочтение иконописям ничем не украшенную правду: Прон "спьяну в печени и в душе костит обнищавший народ", говорит, не скрывая "сварливой ловкости", в него речи встречаются слова и выражение, которые способны покоробить слух, - он мастер "материть не судом..." (14; 79).


Дискуссионными стали и ленинские строки поэмы. Из присущий им безапелляционностью отцы и сын Куняеви обвиняют литературную науку в непроникновенности по поводу розшифровки содержания вопроса крестьян " кто такое Ленин?" и ответа лирического героев "Он - вы". Авторы жизнеописания С. Есенина перекладывают вопрос в другую плоскость: "Поэт признает, что Ленин - предводитель народных масс, плоть от плоти их. Но какие они, эти массы в поэме - это никому не приходило в голову: голытьба, пьяницы, люмпены, участники коллективного убийства старшины, "лихие лиходеи", "воровские души". "Их нужно бы в тюрьму за тюрьмой". Дальше повторяется резко негативная характеристика Прона и Лабути и делается вывод: "Вот такая картина обрисовывается нам при внимательном чтении, и если вспомнить тихую фразу героя поэмы о Ленине: "Он - вы!", то становится ясно, что мы, как говорится, просто в упор не видели всей глубины и всего драматизма, заложенного в ней" (16; 8, 137).


Нельзя сказать, чтобы подобное решение проблемы (буквальное прочтение метафоры) отличалось глубокомыслием, наоборот, она слишком плоское и примитивно, чтобы походить на правду. Куняеви умышленно или неосознанно в ответе героя знак "-" заменяют на знак "=", и все выходит очень просто: раз между Лениным и крестьянами стоит знак равенства, значит, все негативные эпитеты, адресованные крестьянам, механически переносятся на образ вождя. Но эта "простота", что "хуже воровства". Напоминаем, что поэма писалась из ноября 1924 г. по январь 1925 г. Есенин, как известно, в "государственных" поэтах не значился и, естественно, никто не мог заставить его, специально отлучившись из больницы, провести несколько часов в гробы Ленина, а потом в незаконченной поэме " Гуляй-Поль" написать искренние строки:


И вот он умер...



С меднолающих громадин


Салют последний даден, даден.


Того, кто спас нас, больше нет.


В том же отрывке с поэмы " Гуляй-Поль" Есенин характеризует Ленина "суровым гением", что опять-таки не вписывается в предлагаемую Куняевими трактование образа вождя. Более того, 17 января 1925 г., то есть в момент завершения "Анны Снегиной", Есенин создает "Капитана земли", в котором описывает, " Как скромный мальчик Из Симбирска Стал рулевым Своей страны". Поэт со всей искренностью, которая не вызывает сомнения, сознается, что счастливо тем, что "одними чувствами" он с ним "дышал и жил".


И теперь, если допустить, что Куняеви право в интерпретации образа Ленина в "Анне Снегиной", значит, что в " Гуляй-Поль" Есенин чистосердечно врал читателю, в "Анне Снегиной" сказал закамуфлированную правду (попросту говоря, показал шиш в кармане), а в "Капитане земли" снова печатно обманул. Кому же верить: Есенину или Куняевим? Сознаемся, Есенин вызывает куда больше доверия и, кажется, ни в одном из трех произведений о Ленине он не лукавил. И ответ героя крестьянам "Он - вы!" означает не что другое, как Ленин - олицетворение ваших надежд и ожиданий. Самое такое прочтение диктует, на наш взгляд, и поетика: подробное изложение обстоятельств беседы ("отягощенный думой", "под звон главы", "тихо ответил") указывают на искренний и доброжелательный ответ. И вообще, невозможно представить, чтобы герой поэмы мог бы смотрит ему в лицо крестьянам ("И каждый с улыбкой пасмурной Смотрел мне в лицо и в глаза") сказать, что Ленин такой же негодяй, как они самые, как это выходит в Куняевих. Десятилетие через, можно приходить к выводу, который на есенинском Ленине лежит печать той эпохи, но нельзя на угождение политической злободневности искажать вид автора и его лирического героя


Никакой критики не выдерживает и некоторые современные трактования образа Анны Снегиной: "Девушка в белой набавке" (...) меняется в худшую сторону, выразительно кокетничает с ним"; "Женщина, не принимая его чувств, как бы оправдывается, что не зашла так далеко, как хотелось бы..."; " Как бы окончательно понявши, что они разговаривают на разных языках, живут в разных временах и разных чувствах, героиня поступает так, как положено разочарованной в своих ожиданиях женщине..." (16; 8, 139).


Мы присоединяемся к позиции тех, кто считает, что образ Анны выписан Есениным в лучших традициях российской классики; он глубокий, лишенный схематизму и однозначности. "Героиня появляется перед нами земной женщиной, прекрасной, по-своему противоречивой, беззлобной даже в момент потери своих земель (...)


Овдовевшего, лишенного залога, вынужден покинуть родину, Анна не подвергает испытанию к крестьянам, которые разорили ее, ни злости, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: она способная радоваться успехам своей далекой родины и с чувством светлой грусти упоминать поэта, все невозвратимое прошлое. "Беспричинное" письмо Анны полно тоски одинокого человека по утраченной родине. Оно "надкласово", и за взволнованными словами грешно стараться рассмотреть всего лишь "дочь помещицы" (18; 33).


Нельзя не согласиться и с теми литературоведами, которые считают "Анну Снегину" одним из задушевнейших созданий Есенина. Оно отмечено монументальностью, эпической величавостью и лирической проникновенностью. Лейтмотивом через всю поэму проходят лирические строки о юности, весеннем рассвете, который навсегда остается в памяти человека; роман с Анной написан по-есенински тонко и нежно, а рассказы льется с той волей, которые присущий епике, что воссоздает ничем течение, которое сжимается не, жизнь (14; 76-90).

Сколько существует гениальных, поучительных и невероятно интересных произведений, вышедших из-под пера знаменитых русских писателей и поэтов. Многие зарубежные граждане восторгаются ими и читают, как принято говорить, взахлеб. А вот русские люди изучают их в большинстве своем еще в школе, забывая со временем и главных героев, и сюжет, и важную мысль классической литературы.

В этой статье нам хотелось бы вспомнить Сергея Александровича Есенина. В частности, его автобиографическую поэму, которую он назвал «Анна Снегина». Повествует она о юношеской влюбленности известного поэта и его родном селе в эпоху Октябрьской революции. Также в ней можно проследить и отношение самого Сергея Александровича к событиям того времени и их последствиям.

Крылатое выражение гласит: «Человек без прошлого - как дерево без корней». Именно поэтому игнорировать свою историю нельзя ни в коем случае. Ведь человек, отказавшийся от своего прошлого, рискует тем, что потеряет себя. Вот почему так важно непрерывно стремиться в глубину веков, впитывая в себя новые потоки информации.

Однако большинство учебников истории написаны сухим языком, поэтому далеко не каждый человек решится изучить их на досуге. Зато читать литературные произведения - одно удовольствие. И окинув хотя бы беглым взглядом краткое содержание и анализ произведения Сергея Есенина «Анна Снегина», в этом можно будет убедиться.

Ранние годы будущего поэта

Большинство современных школьников знают Сергея Александровича Есенина лишь благодаря тому, что он писал в свое время стихи с нецензурными словами. Вот только классиком русской литературы его считают совсем за иные заслуги. Но за какие же? Ответить на этот вопрос смогут единицы.

Родился знаменитый поэт третьего октября 1895 года. Семья его жила, как принято говорить в настоящее время, за чертой бедности. Положение Есениных улучшилось лишь тогда, когда они переехали в Москву, и глава семьи занял должность приказчика. Однако счастья это не принесло. Маленького Сережу взяли на попечение трое дядей, которые воспитывали его в весьма своеобразной манере. Что не могло не сказаться на формировании личности будущего поэта. Мать, не выдержав постоянных задержек мужа на работе, вернулась в село Константиново под Рязанью, где они проживали ранее. И попыталась устроить свою жизнь с другим мужчиной. Так у Сергея Александровича появился брат Саша. Но потом женщина вновь вернулась к мужу.

Образование будущий русский классик получил в Константиновской земской школе в его родном селе, о котором он расскажет в поэме «Анна Снегина». Есенин в школьные годы заслужил репутацию второгодника с отвратительным поведением. Но потом перешел в церковно-приходское образовательное учреждение и вроде бы исправился. Дальше будущий поэт учился в земском училище и учительской школе, где у него впервые проснулась тяга к написанию стихотворений и поэм.

Первый поэтический опыт Есенина

Как нам известно, учителя из Сергея Александровича не получилось. Он вообще очень долго определялся с местом работы, безуспешно пытаясь найти себя. Когда Есенин работал корректором, познакомился с поэтами, а после стал вольным слушателем Московского городского университета.

Первым опубликованным произведением Сергея Есенина было стихотворение «Береза». Начинается оно следующими словами: «Белая береза под моим окном...» Произошло это знаменательное для поэта событие в 1914 году. Примерно за одиннадцать лет до того, как изучаемая поэма Есенина «Анна Снегина» была написана. В дальнейшем мировоззрение, взгляды, характер, а соответственно и художественный стиль поэта значительно изменялись. И это легко прослеживается в его творчестве даже на примере указанных выше произведений.

Личная жизнь Есенина также заслуживает внимания. Ведь он был в официальном браке с тремя женщинами и имел четверых детей. Но больше всего запечатлелись в памяти современников его романтические отношения с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан. Она была значительно его старше, но паре это абсолютно не мешало.


Внезапная кончина великого русского классика

У Есенина была непреодолимая тяга к спиртному. И об этом знали не только его близкие, но и обыватели. Сергей Александрович ничуть не стыдился и не смущался своего поведения и частенько появлялся на публике в непотребном виде. В 1925 году он даже был отправлен в Московскую клинику на лечение. Когда оно закончилось или, как гласят некоторые источники, было прервано поэтом, он переехал в Ленинград. И вроде бы жизнь Сергея Александровича пошла на лад, но 28 декабря этого же года страну ошеломило почти безумное известие о его смерти.

Причина внезапной кончины русского классика до сих пор покрыта мраком. Существует даже версия о том, что Есенин покончил с собой и написал своей кровью прощальное стихотворение. Однако фактов, подтверждающих ее, до сих пор нет. Поэтому потомкам остается лишь гадать и теряться в домыслах.

Темы и проблемы в поэме Есенина «Анна Снегина»

В изучаемом произведении, помимо любовной, революционной и военной тем, ярко раскрывается тема Родины. И это улавливается в многочисленных описаниях пейзажей родного села, в которых главный герой ищет спасения, утешения. Здесь же, в глуши, у него появляется и глубокое чувство патриотизма и любви к своей Отчизне. Особенно это чувствуется в концовке поэмы. Ведь Сергуша не отправился вслед за Снегиной на чужбину, он выбрал Родину. Которую для него олицетворяет не огромная Москва с ее политическими интригами, а тихое, отдаленное село с красотой русских просторов. Также в произведении важную роль играет дорога, как символ пути, помогающий читателю познать внутренний мир рассказчика через его размышления.


Анализ поэмы «Анна Снегина» Есенина не может обойти вниманием и поднимаемые автором проблемы. Многие из которых читатели улавливают самостоятельно. Однако мы все равно раскроем каждую из них. Во-первых, это тема неравенства сословий. Ведь именно она стала ведущей причиной революции и развела по разным сторонам двух любящих людей - рассказчика и Анну. Во-вторых, тема Первой мировой войны, в которой солдаты не были заинтересованы и шли на смерть за чужие интересы. В-третьих, проблема долга, по причине которой Снегина не может быть с Сергушей. Ведь так она предаст покойного супруга. Но и самим поэтом движут противоречивые мысли. Это становится очевидным, когда он отказывает в помощи Анне, поддерживая тем самым крестьян. В-четвертых, проблема дьявольской трусости, что демонстрирует нам автор на примере образа Лабути. На его примере раскрывается и пятая проблема - предательства. В-шестых, проблема несоответствия поступков собственным идеалам. Ведь большевики вовсю пропагандировали всеобщие равенство и справедливость. Но несмотря на это, все же причиняли вред другим людям - знати. И даже выгнали из собственного дома несчастную вдову, бросив ее на произвол судьбы. Ну и, в-седьмых, проблема власти, которой нет дела до нужд простого народа. Есенин так формулирует свои мысли, передавая их читателю через возницу, который везет главного героя в родное село: «Раз - власти, на то они власти, а мы лишь простой народ».

Вот что хотел донести до людей замечательный поэт, таковы проблемы «Анны Снегиной» Есенина.

Особенности структуры поэмы

Согласно историческим сведениям, поэму «Анна Снегина» Сергей Есенин закончил незадолго до своей смерти. А начал ее тогда, когда отправился во вторую поездку на Кавказ. По некоторым данным, это место имело огромное значение для поэта. Ведь именно там протекал самый яркий творческий период Есенина. Сам он говорил, что пишет с безумным упоением, практически залпом, получая небывалую радость от самого процесса. И это ощущается при чтении поэмы. Ведь ее можно сравнить с целой книгой, вмещающей в себя два литературных рода:

  • любовные переживания героя - лирику;
  • события, внешние по отношению к герою - эпос.

Но особенным считается не только это. Также примечателен и стихотворный размер поэмы Есенина «Анна Снегина». Ведь в этом произведении поэт использует стиль, любимый Николаем Некрасовым. А именно трехстопный амфибрахий, в котором ударение падает на третий слог («СелО, значит, нАше - РадОво, дворОв, почитАй, два стА»…).

Многие критики, в том числе и современные, отмечают, что в произведении Есенин сумел показать переход страны от Российской Империи к Советской республике. А также судьбу маленького человека в период Гражданской войны и Первой мировой.

Кроме того, необходимо отметить, что сюжет поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина», как частенько отмечают в современных произведениях, основан на реальных событиях. Село Радово является прообразом места, где проживал сам поэт. Поэтому его упоминание имеет огромное значение для создания так называемого метафорического пространства.

Начинается и заканчивается изучаемая поэма одинаково. В обоих случаях повествование ведется о том, как главный герой приехал в родное село. Благодаря этой особенности, композиция произведения имеет цикличное строение.


Всего в поэме пять глав. В каждой из них содержится свой особенный этап формирования новой страны:

  1. Первая рассказывает о том, какое негативное влияние оказывает на жителей Первая мировая война. Ведь вся страна вынуждена работать лишь для того, чтобы прокормить русскую армию. Которая участвует в нескончаемой кровавой бойне. По этой причине главный герой и решил дезертировать с фронта и немного отдохнуть.
  2. Вторая, по сути, представляет собой комментарий автора к бедствиям, постигшим страну. В ней же главный герой вспоминает о юношеской влюбленности, а позже встречает Анну Снегину, которая ныне является женой другого и проводит в разговорах с ней целый день.
  3. Третья глава поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» повествует об отношениях главных героев. Вспоминая о прошлом, они понимают, что их симпатия взаимна. Но ситуация значительно усложняется известием о смерти мужа Снегиной. Она обвиняет главного героя в трусости, разрывая всякие отношения с ним. В это же время в стране происходит революция, простые люди жаждут получить земли во всеобщее пользование.
  4. В четвертой главе Анна и Сергуша все же мирятся. Женщина признается главному герою в своих чувствах. В деревне вовсю идет передача знатного имущества государству. Поэтому в конце этой части рассказчик уезжает в Петербург, дабы разузнать ситуацию.
  5. Пятая глава описывает окончание гражданской войны. Страна обнищала, вокруг процветает криминал, Сергуша возвращается в родное село, но не застает Анны. Главный герой по-прежнему ее любит, но Снегина эмигрировала в Лондон, а Сергуша не в силах оставить свою страну.

Согласно словам друзей Сергея Александровича, в свои последние годы он стал пересматривать взгляды на жизнь и ситуацию в стране. Он устал от богемной жизни, ему надоело бунтовать, и именно поэтому он отправился на Кавказ, чтобы вдохнуть "провинциального" воздуха. И это ощущается при прочтении произведения Есенина «Анна Снегина». Ведь женщина олицетворяет сожаление поэта об утрате юности, символизирует желание вернуться к человеческим ценностям. Но предстает словно мираж, и меланхоличность Сергея Александровича довольно неуместна. Страна разваливается, и уже ничего не будет так, как прежде.

Рассказчик как прототип Сергея Есенина

В поэме Сергея Есенина «Анна Снегина», анализ которой мы производим в данной статье, героев всего шесть. Самым главным среди них является рассказчик, за личиной которого скрывается сам поэт. Он выходец из крестьян, обладает отличным умом и проницательностью. Его история - полное отражение жизни Сергея Александровича. Он тоже поднялся с низов и стал известным литературным деятелем. Но прошел тяжелый путь. Его характер сильно изменился, он потерял всякую веру в порядочные качества человечества и стал циником. Поэтому на первых этапах общения с Анной рассказчик держится несколько поодаль от нее, больше упиваясь дивными пейзажами вокруг и мыслями о прошлом.


Происходящее в стране удручает героя. Он не видит никакого смысла в жутком кровопролитии, злится из-за того, что богатые живут не зная бед и отсиживаются в безопасности, а люди с меньшим достатком - народ - идут на смерть («Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес»). Именно по этой причине Сергуша сбегает в родное село, желая абстрагироваться от реальности и погрузиться в думы и мысли о былом. Так и начинается поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина».

Также важно упомянуть следующее: критики и литераторы отмечают, что события в стране воспринимаются главным героем критично, с болью и возмущением. И он бы хотел воспротивиться действительности, взбунтоваться, но усталость, печаль и некий страх все же берут свое. Выражаясь в стремлении укрыться от бессмысленной войны и революционных противоборств, ностальгируя о прошлом. И вроде бы рассказчик хочет разобраться в ситуации, противопоставляет, сравнивает прошлое и настоящее. Но сил двигаться дальше нет, и он остается с прошлым.

Анна Снегина как образ реальной возлюбленной Есенина

В анализе «Анны Снегиной» Есенина невозможно умолчать о том, что под личиной героини, именем которой названо произведение, скрывается Лидия Ивановна Кашина. Она была дворянкой, но несмотря на это, в юности у нее с будущим поэтом была большая любовь. Ничего серьезного из глубокой привязанности не вышло. Сергей выбрал жизнь поэта, а девушка - семейную жизнь. И довольно выгодно вышла замуж за белогвардейца Бориса.

Вновь встретились герои поэмы лишь в период революционных действий. Когда сословное различие стало особенно ощутимо. Анна сильно изменилась, и главный герой едва узнает в ней прежнюю простую девушку. А ей льстит не только знакомство с известным поэтом, но и юношеская любовь, которой когда-то пылало его сердце. Она начинает кокетничать с Сергушей, и он, невзирая на значительные перемены в характере и манере поведения девушки, все же вновь влюбляется в нее.

И тогда ему кажется, что Анна по-прежнему чиста и белоснежна. На это намекает и ее фамилия, и наряд. Настолько, что мысли о бессмысленной войне, о нескончаемых потоках крови народа отступают на второй план. В главной героине Сергуша видит символ былой страны, он погружается в мир прошлого, позволяя себе забыться.

Однако дальнейший сюжет поэмы Есенина «Анна Снегина» повествует нам о том, что отношения главных героев не складываются. Ведь девушка обвиняет Сергушу в трусости и дезертирстве. Особенно ситуация усугубляется, когда с фронта приходит весть о смерти мужа Анны. Тем не менее в конце произведения герои примиряются и даже признаются друг другу в своей любви. Но девушка эмигрирует в Лондон, потому как не может найти себе место в Новой России.

Именно этим и отличаются реальные события и те, что изложены Есениным в сюжете «Анны Снегиной». В жизни Лидия Кашина отправляется в Москву, предварительно передав поместье крестьянам. Приспосабливается к Советской России и становится машинисткой.


Прон Оглобин как воплощение односельчанина Есенина

Начнем с того, что этот герой - отрицательный. Но в нем поэт представляет читателю революционера мечтателя и романтика, который одержим желанием радикальных перемен и искренне верит, что добиться их можно только восстанием. Он большевик, стремится к народному равенству, всеобщей справедливости, социализму. И остается верным своим суждениям до конца. Поднимает бунт, но погибает от рук белогвардейцев.

Его характер списан с Петра Яковлевича Мочалина. Вот только некоторые черты значительно преувеличены. Ведь Прон - грубиян, нахал и драчун, любящий выпить. Более того, у него есть склонность к агрессии, насилию. И это доказывает тот факт, что в прошлом за убийство он был сослан на каторгу.

Однако отличается образ от реального персонажа не только преувеличенным характером, но и судьбой. Ведь Петр Мочалин не умирает, а устраивается вполне неплохо и занимается партийной работой.

Лабутя как пример неоднозначности революции

Этот герой - важный участник повествования. Поэтому краткое содержание поэмы Есенина «Анна Снегина» без него теряет свой особенный смысл. Итак, Лабутя - брат Прона. Но несмотря на это, является полной его противоположностью. Ведь он труслив, что доказывает эпизод расстрела Прона большевиками, в котором Лабутя прячется за сеном.

До идей революции ему дела нет, более того, он их не разделяет. А вот желание получить выгоду и не упустить свое горит в нем огнем. И это становится очевидным, когда читатель доходит до момента, в котором Лабутя спешит как можно скорее описать дом и имущество Анны.

Путем противопоставления Прона и Лабути Есенин хотел продемонстрировать неоднозначность революции. Ведь в идеологической борьбе участвовали разные люди, поэтому переворот получился разносторонним. А не конкретно плохим или хорошим.

Мельник как образец национального характера

Большинство читателей даже краткого содержания «Анны Снегиной» Есенина отмечают, что этот герой самый добрый, милосердный, позитивный и душевный. Он умеет с улыбкой воспринимать все тяготы судьбы и не делит людей на богатых и бедных, знать и крестьян, белых и красных. И это видно по его поступкам. Например, он угощает Сергушу, да и Анне с ее матерью в трудный момент предоставляет теплый кров. Тем самым демонстрируя черты характера истинного христианина.

Критики солидарны с мнением читателей, однако добавляют, что в образе Мельника Есенин продемонстрировал широту русской души и лучшие качества нашего народа.

Мать Анны Снегиной

Последний персонаж поэмы «Анна Снегина» Есенина в кратком содержании упоминается редко. Потому как произносит всего несколько коротких фраз. Но даже несмотря на это, читатель улавливает, что же представляет собой мать Анны Снегиной. Во-первых, женщина довольно скупа на чувства и эмоции. И это не удивительно, учитывая соответствующие жизненные условия. Во-вторых, она обладает трезвым умом и самообладанием. Благодаря чему не только относительно спокойно принимает смерть зятя, но и дочке помогает смириться с неожиданным ударом судьбы.


В поэме Есенина «Анна Снегина» и кратком содержании чувствуется дух самопожертвования. Ведь главный герой, как и сам Сергей Александрович, не смог принять новой агрессивной России, где родные враждуют и постоянно сталкиваются лбами. Но и оставить ее не смог. И предпочел предаться ностальгии о прошлом, мирной патриархальной России, которую уже не вернуть. Ее символизирует Анна Снегина. Которая осталась лишь в мечтах поэта.

Поэма С. Есенина «Анна Снегина» начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминаниями автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке». Развитие сюжет получает в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась Февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Однако события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать»:

* Война мне всю душу изъела.
* За чей-то чужой интерес
* Стрелял я в мне близкое тело
* И грудью на брата лез.

Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Появился у Криуши свой вожак – Прон Оглоблин. Приехавший из Питера бывший односельчанин, герой поэмы, встречен земляками и с радостью, и «с любопытством». Он теперь «важная шишка», столичный поэт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы вроде этого: «Скажи, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?» Однако другие вопросы волнуют героя. Его занимает воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений.

Да, теперь Анна Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии. Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, чтобы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Онегиных горе - пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. «Он умер… А вот вы здесь», - упрекает она героя своего недолгого романа. События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личных, интимных переживаний, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель.

Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна уехала в далекий и чужой Лондон. Последняя часть поэмы - это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне - два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое письмо – из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Любовь, Родина, природа - вот истинные ценности, способные согреть душу человека. Поэма «Анна Снегина» написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени.

И в этой манере автора, и в самом сюжете, хотя события происходят совершенно в другое время, есть какие-то отзвуки пушкинского «Евгения Онегина». Возможно, роднит их женский образ и русская душа. Я беру на себя смелость утверждать, что «Анна Онегина» - это есенинский роман в стихах по охвату событий и богатству образов.

«Анна Снегина», как считают исследователи творчества поэта,- наиболее зрелое произведение Есенина и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. По жанру «Анна Снегина» - поэма, её жанровое своеобразие - в соединении лирического и эпического повествования.

Сюжетообразующей является история непростых взаимоотношений лирического героя, поэта, которому Есенин дал своё имя - Сергей, и Анны Снегиной. Когда-то, в юности, они были влюблены друг в друга, и герой-рассказчик хранит грустное и светлое воспоминание об этом:

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!».
Далёкие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас. (1)

Это воспоминание является как бы экспозицией поэмы. Завязка сюжета происходит, когда летом 1917 года главный герой приезжает в родные места и снова встречается с Анной: она навещает его во время болезни. Они оба изменились, что отмечает Анна:

Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт. (3)

Любовь не просыпается в герое снова, но ему приятно вспоминать о прошлом:

И в сердце хоть прошлого нет.
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет. (3)

Кульминация наступает в сцене, когда Анна получает известие с фронта о смерти мужа-офицера и вне себя от горя упрекает поэта в трусости. Герой же в этой сцене ведёт себя очень достойно: он не спорит, не оправдывается, он просто уходит из дома Анны. Второй кульминацией и одновременно развязкой становится последнее объяснение героев. Мельник как-то вечером привозит Анну и её мать, местную помещицу, к себе в дом, так как крестьяне захватили господский хутор и выгнали двух женщин на улицу. Анна просит прощение у Сергея за свои обидные слова, высказанные при последней встрече (она не могла контролировать своё поведение, узнав о смерти мужа), и вдруг признаётся, что в юности, когда сказала будущему поэту: «Нет!», любила его. Она, как и Сергей, всю жизнь помнит про свою полудетскую, но такую поэтичную любовь:

Это было в детстве...
Другой... Не осенний рассвет...
Мы с вами сидели вместе...
Нам по шестнадцати лет. (4)

После этого герои расстаются навсегда: Анна уезжает, а поэт не останавливает её, даже не спрашивает о её планах на будущее. Сам он тоже

Быстро умчался в Питер
Развеять тоску и сон. (4)

Эпилогом в истории любви становится письмо Анны из Лондона, в котором она говорит о далёкой родине и своей любви:

Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна. (5)

Образ героини, созданный в поэме, привлекателен благодаря не только внешней красоте - «стройный лик» (3), «красивый и чувственный рот» (4), лебединые руки (4), но и душевному обаянию. Она навешает больного героя, просит прощение за обиду, она не жалуется на судьбу, когда её выгоняют из родного дома. Её письмо из Англии доказывает, что перед нами не избалованная, капризная барыня, но умная и сильная женщина, которая с достоинством переносит свои несчастья: ведь она потеряла мужа, отчий дом, родину. В эмиграции она думает о России без злобы, с нежностью вспоминает любимые окрестности Радова:

Теперь я от вас далёко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта берёза и ель. (5)

Таким образом, лирическое содержание поэмы - это история любви двух хороших, но несчастливых людей. При этом герой понимает своё преимущество перед Анной: он живёт на родине, его личная неустроенность сглаживается вполне осознанным чувством радости от того, что он может приехать в родную деревню, увидеть знакомые с детства места, общаться с друзьями, родственниками. Иными словами, проблема человеческого счастья решается в поэме в широком социальном смысле:

Как прекрасна
Земля
И на ней человек. (2)

В поэме лирический герой не только переживает любовь-воспоминание, но и заинтересованно всматривается в происходящие вокруг него события, выражает своё отношение к ним. Время, которое описывается в поэме,- эпоха общественных потрясений: идёт Первая мировая война, совершаются две русские революции 1917 года. Поэтому содержание произведения никак нельзя ограничить историей любви. В поэме важны и отношения героя-рассказчика с большим социальным миром. Лирический герой весьма эмоционально выражает свою оценку «мировой бойни» и сознательно идёт на дезертирство:

Нет, нет!
Не пойду навеки
За то, что какая-то мразь
Бросает солдату-калеке
Пятак или гривенник в грязь. (2)

Большой социальный мир - это ещё и народ. Охотно рассказывает герой о своих встречах с крестьянами: они откровенно беседуют о сельских проблемах, поэт с интересом следит за их судьбами. Таким образом, эпические картины жизни деревни проникнуты откровенной авторской симпатией (лирическим чувством) и показывают прямое участие главного героя в деревенских событиях.

В поэме отразились революционные настроения крестьянства, классовая борьба на селе, результатом которой стала ликвидация помещичьего землевладения. Поэтому в произведении много реалистически нарисованных персонажей:разговорчивый возница, который хитро вымогает у героя-поэта лишний рубль;хлопотливый и оборотистый мельник, его деловитая жена; Прон Оглоблин и его брат Лабутя; множество безымянных мужиков. Среди пёстрой деревенской толпы показан и сам герой-рассказчик: он неотделим от народа, от народных забот и надежд. Недаром, приехав в деревню, он сразу же

Пошёл мужикам поклониться,
Как старый знакомый и гость. (2)

Самый яркий образ крестьянина в поэме, конечно, образ Прона Оглоблина, бедняка из деревни Криуши. Это решительный, смелый, мужественный человек, который не боится прийти к помещице и требовать землю. Услышав, что «В России теперь Советы» (4), он сразу заявляет, что организует в своей деревне коммуну. Когда на Криушу нагрянули деникинцы, он не стал прятаться в солому, подобно Лабуте, и был убит как активный сторонник советской власти. Прон в поэме ругается последними словами, пьёт, в ярости убивает старшину, мельничиха называет его «булдыжник, драчун, грубиян» (2), но герой-рассказчик видит за внешней грубостью этого крестьянина сердечность, сильный характер, желание послужить народу. Серьёзность личности Прона подчёркивается через сравнение его с братом Лабутей - пустым хвастуном, который после революции быстро пристроился в деревенский Совет, чтобы ничего не делать, а жить припеваючи.

Лирический герой поэмы сочувствует«мужицкой правде» и считает действия Прона справедливыми, но что-то удерживает его «над схваткой». Поэт остаётся наблюдателем, а не активным участником событий. Ему под стать и Анна. Они оба тяжело переживают жестокость своего времени и не могут примириться с ней. Лирический герой считает необходимыми большевистские преобразования в деревне, но при этом с грустью и нежностью думает о деревенской барышне, дочери помещицы, которая уехала от революции в Англию. Он оценивает окружающих людей не с классовых позиций, а с точки зрения доброты, отзывчивости, порядочности, то есть с точки зрения общечеловеческих нравственных критериев.

Композиционное построение подтверждает данное вначале определение жанрового своеобразия поэмы. Во-первых, в «Анне Снегиной» лирическое и эпическое повествование развиваются параллельно: они лишь иногда соприкасаются, но не сталкиваются. Это соприкосновение наблюдается тогда, когда герой находится в гуще деревенской жизни (например, его разговор с крестьянами о Ленине на сходе). Но в поэме подобных сцен совсем немного.

Во-вторых, особенностью поэмы является кольцевая композиция, которая подчёркивает первостепенную важность лирического содержания в сравнении с эпическим (социальным). В первой и пятой главах встречаются строфы, которые почти полностью совпадают. Различаются они лишь последней строчкой: сначала - «Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас», в конце - «Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас». Эта разница знаменательна: в начале поэмы герой с горечью вспоминает об отказе девушки в белой накидке, а в конце, после «беспричинного» (5) письма из Англии, он испытывает «светлую печаль», ибо знает, что и в далёкой юности, и сейчас он любим.

Итак, в «Анне Снегиной» совмещаются, образуя сложное единство, два типа повествования. Что же важнее в поэме - эпос или лирика?

Известно, что сначала Есенин предполагал в названии поэмы - «Радовцы» - акцентировать эпическое содержание, но в конце концов автор остановился на лирическом варианте названия - «Анна Снегина», подчёркивая тем самым первостепенную важность лирических переживаний героев в своём произведении. Иными словами, основу сюжета поэмы составляет не развитие событий, но чувства лирического героя, вызванные этими событиями, а также общением с природой, воспоминаниями о юности. Эпические сцены в поэме - это важный жизненный фон для раскрытия душевных переживаний главного героя, хотя следует признать, что развитие лирического сюжета подталкивается именно эпическими событиями: две революции 1917 года изменили социальную обстановку в России и сделали неизбежным расставание поэта и Анны. Переломная историческая эпоха бросает драматический отсвет на историю любви героев.

Сюжетно-композиционные особенности «Анны Снегиной» обусловлены жанровым своеобразием произведения. Композиция поэмы представляет собой логически последовательный монтаж отдельных законченных сцен, которые демонстрируют признаки исторического времени, взаимоотношения действующих лиц, их внутренние переживания. Лиризм произведения подчёркивается кольцевым построением.